САМОУПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Найдено 1 определение
САМОУПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. В профессиональном учебном заведении это явление имеет свою специфику, которая обусловлена социальным статусом учащихся, осуществляющих выбор своей профессии, а также целями совместной деятельности инженерно-педагогических работников и ученических коллективов.
Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого воспитанника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив, интегрирующий мотивы отдельных членов коллектива. Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, превращается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.
Выделяется самоуправление в производительном труде, где учащиеся реально сталкиваются с решением экономических задач, где наряду с моральными можно использовать и материальные стимулы. Именно экономические отношения наполняют самоуправление реальным смыслом. Примером может служить такая форма работы, как создание сквозных бригад учащихся по выпуску определенных видов продукции.
Участвующие в выпуске токарных станков учащиеся объединяются в одну бригаду, состоящую из нескольких учебно-производственных групп. На собрании выбирается совет бригады, который обеспечивает трудовое взаимодействие учащихся.
Развитие ученического самоуправления в общеучилищном коллективе имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в учебной группе. В первом случае оно направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Коллектив учебной группы, отличаясь однородным возрастным и постоянным составом, создает условия для участия каждого учащегося в общественной деятельности. Органы самоуправления общеучилищного коллектива не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов учебных групп. Мастер и классный руководитель должны распределять полномочия и ответственность учащихся, развивать их активность, помогать в выборе видов деятельности и форм организации.
Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуправления в коллективе, являются конкурентные отношения между различными группами, которые не только активизируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. При этом важно сделать так, чтобы эти отношения были нравственно регулируемыми и в конечном счете честными, проникнутыми духом взаимопомощи.
Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит о тех задач, которые определяет ученический коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными. Но все их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы – образуется новый орган самоуправления.
Превратить различные собрания, сборы в настоящие органы самоуправления возможно при условии, если учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем. Наиболее интересна и эффективна форма проявления активности – это
собрания-диспуты, на которых обсуждаются наболевшие вопросы жизни коллектива, вносятся конкретные предложения.Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет включить каждого в выработку управленческого решения.
Наряду с постоянными создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы учащихся. Создавая их, следует руководствоваться следующими правилами:
создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
органы самоуправления независимо от срока, на какой они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении задачи, которую им поставили;
осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся, позволяющая сделать результаты участия в управлении достоянием каждого учащегося.
Каждый коллектив имеет специфическую цель в различный период времени. В одном и том же училище различные цели могут выступать в качестве доминирующих у органов самоуправления общеучилищного коллектива, коллектива учебной группы и коллектива общежития. Доминирующие цели выступают в качестве «особых звеньев» в организации деятельности учащихся.
Важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были ими сразу отвергнуты как неприемлемые, не соответствующие их интересам. Обеспечить участие учащихся в решении управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности. Те учащиеся, которые выступают в роли лидеров- организаторов, должны учитывать, что их работа оценивается товарищами.
Структура органов самоуправления должна быть опосредована целями деятельности учащихся, содержание которых постоянно меняется в зависимости от стратегических задач, стоящих перед ученическим коллективом. Этот принцип означает необходимость систематического поиска такой структуры, которая сочетает в себе постоянные органы самоуправления, определенные положениями и уставами, и временные, создаваемые коллективом для решения текущих задач. При этом должно предусматриваться также изменение функций постоянных органов в зависимости от изменений стратегических задач.
Отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества, которое характеризуется наличием принятых как педагогами, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегированием учащимся реальных управленческих полномочий, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллективов друг к другу.
На организационно-методическом уровне педагоги и учащиеся участвуют в работе совместных органов, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, предоставляет им право обсуждения любых вопросов, определения основных задач и принятия решений.
На социально-психологическом уровне педагоги и учащиеся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. Важно создавать такую атмосферу, в которой и педагоги, и учащиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
Одним из важных факторов развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности путем информационного обеспечения, когдаучащимся в различной форме сообщаются разнообразные сведения, необходимые для их участия в решении организаторских задач. Освоение учащимися организаторских знаний может осуществляться как в процессе изучения факультативного курса «Организаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.
Необходимо формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Оно осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем.
В процессе управленческой практики закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Перечисленные организационно-педагогические условия позволяют сделать процесс развития самоуправления в коллективах ПУЗ непрерывными и существенно влиять на процесс социального становления учащихся.
Лит.: Профессиональная педагогика. – М., 1997; Камульский Е.Д. Самоуправление коллектива. – М., 1989.
А.Г. Соколов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.