САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ
деятельность студентов науровне студенческой группы, факультета, общежития, вуза под руководством высшего органа С. с. – общего собрания (конференции) студентов вуза. Органы студенческого самоуправления могут иметь разнообразные формы: сенат, парламент, старостат, студенческая учебная (научная) часть, студенческие деканаты, советы и т. п. Органы С. с. содействуют гармоничному развитию личности студента, формированию у него навыков будущего организатора, руководителя. Органы С. с. решают вопросы, относящиеся к их компетенции. Основными задачами органов С. с. являются: обеспечение и защита прав и интересов студентов, прежде всего, относительно организации учебного процесса; обеспечение исполнения студентами своих обязанностей; содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов; содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов; содействие деятельности студенческих кружков, обществ, объединений, клубов по интересам; организация сотрудничества со студентами других высших учебных заведений и с молодежными организациями; содействие трудоустройству выпускников; участие в решении вопросов международного обмена студентами. В зависимости от контингента студентов, типа и специфики вуза С. с. может осуществляться на уровне курса, специальности, студгородка, структурных подразделений высшего учебного заведения. Одна из важнейших задач С. с. – развитие активности учащихся, которое достигается с помощью самоактивизации, организационного саморегулирования, коллективного самоконтроля. Результат развития С. с. – взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности, и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все – за работу каждого. Основная закономерность развития С. с. – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Основные принципы С. с.: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов С. с.; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и С. с. (Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003; Подольська Є. А., Назаркіна В. М., Яковлєв А. О. Освіта як чинник розвитку особистості в соціокультурному контексті. – Х.: Золоті сторінки, 2002). Е. А. Подольская, И. В. Мухортова
Источник: Глоссарий современного образования.