САМОСОЗНАНИЕ
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Методологический словарь для стратегов
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Источник: Глоссарий современного образования.
- В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания:
- появление и формирование самосознания;
- его развитие на протяжении жизни человека,
- появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.
- Во втором случае рассматриваются в большей степени:
- форма этого опыта,
- его структура и организация,
- его функции в жизни и деятельности человека. В вопросе классификации различных сторон самосознания важными являются два критерия:
1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:
- "Я" как представитель определенной профессиональной группы;
- "Я" как член семьи;
- "Я" как член определенных общественных организаций и т. д. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.
- Временная точка зрения на себя:
- "прошлое Я" – каким я был раньше;
- "настоящее Я" – какой я сейчас;
- "будущее Я" – каким я вижу себя в будущем.
- С точки зрения различных ценностей:
- каким я хотел бы быть сам – личные ценности;
- каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.
- Принятие точки зрения других из своего социального окружения – мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т. д. Различают следующие функции самосознания в деятельности человека:
1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т. е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т. е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание. Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:
- многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т. п.);
- многогранностью самого объекта самосознания, т. е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т. п.). Самосознание является динамичным образованием. Формирование, развитие и изменение самосознания обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование самосознания. В частности, самосознание личности может быть реальным и идеальным. Понятие «реальное» отнюдь не предполагает, что самосознание реалистично. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное же – это представление личности о себе в соответствии с желаниями – «каким бы я хотел быть». Конечно, реальное и идеальное самосознание не только могут не совпадать: в большинстве случаев они различаются. Расхождение может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным самосознанием может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реального и идеального самосознания является источником самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [53, 70].
С. формируется на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них. С. – особенность человеческой психики. Животным, как и далеким предкам человека, эта способность не свойственна. В С. человек выделяетсебя из окружающей природной и социальной действительности, он определяет свое место в ней, что является очень важной предпосылкой и компонентом мировоззрения. Благодаря С. человек отделяет себя как субъекта материальной и духовной деятельности от самой этой деятельности, сознательно направляет ее на достижение тех или иных целей.
С. каждого отдельного человека не дано ему от природы, оно развивается в обществе, в процессе воспитания и образования, участия в трудовой деятельности. По сути своей С. носит глубоко общественный характер, ибо мерой отношения к себе для человека выступают прежде всего другие люди, их коллективы.
Понятие «С.» применимо не только к индивиду, но и к социальной группе, классу.
Часть С. – профессиональное С. – понимание требования различных профессий к человеку и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями. Профессиональное С. – это целостная оценка своих личностных качеств, которые могут быть профессионально значимыми и формируются в процессе учебной, трудовой деятельности и требуют самоконтроля и самооценки.
С. – осознание человеком самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. Исторически С. возникло на основе общественно- трудовой деятельности людей, в процессе которой у человека развивалась не только способность познавать предметы и явления окружающего мира, в том числе и других людей, но и способность сознавать самого себя. В процессе исторического и индивидуального развития человек приходит к С. опосредованным путем, через познание других людей. Потребность в С. определяется потребностью выяснить свое место в обществе, в жизни, необходимостью правильной организации своей деятельности, своих взаимоотношений с другими людьми.
Элементарные формы С. начинают складываться и развиваться уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игры (когда создаются различные оценочные ситуации, позволяющие ребенку сравнивать себя с другими детьми), а также на основе оценки ребенка взрослыми. В школьном возрасте развитие С. происходит в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности под влиянием коллектива и требований взрослых. Старший подростковый и ранний юношеский возрасты, к которым принадлежат учащиеся профессиональных учебных заведений, наиболее благоприятны для формирования их С., которое поднимается на более высокую ступень, позволяющую им иметь оценочные суждения о собственных качествах.
Правильное развитие С. и тесно связанной с ним самооценки основывается на объективных данных – анализе фактов собственного поведения, своих взаимоотношений с другими людьми, объективных результатов своей деятельности с учетом оценки себя с окружающими. В целом для развития С. характерно следующее: 1) постепенное расширение круга явлений, на которые распространяется С. (сначала осознаются лишь конкретные поступки и действия, а затем также и мотивационная сфера поведения и устойчивые черты личности); 2) рост самостоятельности суждений о себе; 3) рост критичности и объективности самооценки.
С. личности – в широком смысле – процессы выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект) и отношения к себе (эмоционально-ценностный аспект), а также результаты этих процессов. В узком смысле С. личности – часть процессов и результатов самосознания, обслуживающая высший, личностный уровень психической организации и деятельности человека. Результаты С. личности выражаются в целостном «образе Я» («Я-концепции»), являющем знания о себе, относительно устойчивое соотношение и изменчивые С. конкретных качеств. Знания о себе содержат: а) информацию о пространственном положении тела и его частей, схему тела; б) систему социальных самоидентичностей, формирующихся благодаря включению человека в различные социальные общности (т.е. сознание своей половой, возрастной, семейной, национальной принадлежности); в) систему личностных самоидентичностей – социально устанавливаемые сходства и различия с другими людьми в чертах, потребностях, мотивах, убеждениях.«Образ Я» может быть дифференцирован: а) по сфере осознания – «социальное Я», «физическое Я», «духовное Я»; б) во временном континууме – «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; в) по модальности – «Я реальное», «Я идеальное».
Механизмы получения личностью знаний о себе (самопознания) включают усвоение чужих точек зрения о субъекте, сравнение себя с другими людьми, оценку достигнутого, обнаружение в себе признаков, соответствующих самоидентичности (половой, возрастной и т.п.), анализ собственного поведения и поступков, наблюдение своих мыслей и чувств. Самоотношение – система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я», важнейший фактор удовлетворения ряда потребностей. Фрустрация потребности и принадлежности человека к значимым для него общностям людей, ставящая под сомнение его социальную самоидентичность, переживается как унижение «Я», измена собственным принципам, вызывает чувство вины. Самоотношение в целом проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя и предположения аналогичных чувств у других в свой адрес. Эти чувства выражаются в специфических внутренних действиях, таких, как самоодобрение, самопохвала, самопорицание, самообвинение.
Процесс С. личности диалектичен и предполагает единство стабильности (прежде всего самоотношения в целом) и изменчивости (адекватности самооценок). Поддержание стабильности самоотношения необходимо для выдвижения новых целей, самоконтроля, преодоления неудач; изменчивость самооценок служит адекватности реакции на неуспех, коррекции собственного поведения. Феноменально С. личности проявляется в формах внутреннего диалога различной степени развернутости и конструктивности.
Формирование у учащихся С. преследует следующие цели: 1) воспитание потребности в С., в анализе и оценке своего поведения и деятельности; 2) помощь учащимся в правильной и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения; 3) установку на самовоспитание.
Учитывая, что познание себя основывается на познании других, необходимо обращать внимание учащихся на особенности поведения других людей, на его положительных и отрицательных сторонах, постепенно побуждая их к подобной оценке самих себя.
Очень важно, чтобы педагоги и родители, наставники молодежи обращали внимание и на оценочные суждения юношей и девушек как в отношении собственного поведения, так и поведения других людей, своих взаимоотношений с ними. В случае неправильной самооценки – завышенной или заниженной – тактично и обоснованно, опираясь на конкретные и бесспорные факты, способствовали её коррекции самими учащимися.
Опытные педагоги и наставники молодежи используют каждый повод для того, чтобы показать, как правильно анализировать поведение других, побуждая юношей и девушек переносить это умение и на анализ самих себя.
Лит.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986; Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Спиркин Ю.И. Сознание и самосознание. – М., 1984; Осипов П.Н. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы // Магистр. 1997. CВ.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.