САМОСОЗНАНИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самосознание
осознанное отношение человека к себе, к собственной деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Самосознание
потребность осознать себя как личность, возникновение интереса к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Самосознание
одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков [33, с. 133].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

САМОСОЗНАНИЕ
выделение себя («Я») из объективного мира («не Я»); осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМОСОЗНАНИЕ
осмысление человеком своих личных качеств и себя как части объективного мира, своей роли в его развитии и места в нем [66, c. 332; 67, c. 474; 82, c. 684]..

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Самосознание
выступает механизмом, обеспечивающим слежение за зависимостью динамики содержания образа «Я» от содержания фиксированного образа «Я», помещаемого в рефлексивную позицию.

Источник: Методологический словарь для стратегов

САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком самого себя, своих физических сил и умственных способностей,поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самосознание
высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений личности о себе, присущих ей социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми; убеждение в ценности собственной личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

САМОСОЗНАНИЕ
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т. е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Самосознание
одна из сторон сознания, нацеленного на осознание и переживание человеком себя как личности: своих желаний, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков, а также процесс получения подобных представлений о них.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Самосознание
осознание человеком себя как индивидуальности, способность воспринимать и оценивать свои действия и поступки, нравственные качества, мотивы поведения, идеалы, ценности, интересы и т.д. Способность осознавать себя формируется у ребенка в социальных контактах с взрослыми и сверстниками, через различные виды активности, в которых он проявляет свои качества и способности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Самосознание
выделение в сознании человека своего «я» из объективного мира, осмысление своего места в мире, своих достоинств и недостатков, самоанализ своих состояний и переживаний, самооценка личностных качеств и саморегуляция поведения. Только человек обладает самосознанием, как видением своего своеобразия, своей отдельности и разности с другими себе подобными. Самосознание всегда духовно, в нем зарождаются идеи свободы, самоуважения. Оно дает начало человеческой личности. Самосознание не только индивидуальное явление, но и коллективное – есть самосознание нации, сословия, народа, коллектива, общества в целом. Оно проявляется в представлении о своем положении в окружающем мире, в самочувствии народа, его самопознании, самооценке, самоответственности. В них проявляется историческая память об основных этапах развития сообщества, и тогда мы имеем дело с гражданственностью, патриотизмом, гордостью, уважением к истории своего народа.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, С. по самому существу носит общественный характер. Профессиональное С. учителя складывается из его представлений об оценке себя как профессионала со стороны учеников, коллег, руководства, родителей и других референтных для педагога людей.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком своих чувств, мыслей, действий, мотивов поведения, интересов, своей биопсихологической, социальнодуховной специфики, гражданской, национальной, политической, профессиональной принадлежности, своего места в системе социальных связей. С помощью С. личность выделяет себя из природной и социальной среды, находит свое место в мире, осознает свою роль, оценивает собственную деятельность. Благодаря С. человек превращается из субъекта «в себе» в субъект «для себя», приобретает способность к самоконтролю и саморегулированию, возможность поправлять, развивать и совершенствовать себя. В психической жизни индивида сознание и С. неразрывны. Сознание ориентировано на объективный окружающий (природный и социальный) мир в целом, а объектом С. является субъективный (внутренний) мир личности. С. существует в единстве трех слагаемых: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе (самооценка), самопроектирования и саморегулирования (деятельно-волевая сфера). Развитое С. выступает условием осознанного целенаправленного волевого саморазвития личности. Можно говорить о гражданском, этническом (национальном), классовом, политическом, моральном, эстетическом, профессиональном и ином С. В структуре личности С. выступает своеобразным ядром ее внутреннего мира, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Регулируя свои действия, поступки и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них. Чем сложнее и многообразнее деятельность (человека) индивида, тем более дифференцированным и тонким становится его С. С. – необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеобразная история индивидуальности (Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. – М., 1990; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. – М., 1972; Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОСОЗНАНИЕ
образ у обучающегося (субъекта) своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. «Сознание» – со знанием: осознание каждым человеком своего существования и своих поступков. Быть сознательным – значит действовать со знанием того, что и как мы действуем, жить со знанием того, что существуем. «Самосознание» – знание самого себя, знание о себе: каким я был, какой я сейчас, каким я хочу, каким я должен быть. Самосознание может рассматриваться в разных аспектах. Вопервых, либо как процесс накопления представлений о себе, либо результат этого процесса.
- В первом случае рассматриваются динамические аспекты самосознания:
- появление и формирование самосознания;
- его развитие на протяжении жизни человека,
- появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т. д.
- Во втором случае рассматриваются в большей степени:
- форма этого опыта,
- его структура и организация,
- его функции в жизни и деятельности человека. В вопросе классификации различных сторон самосознания важными являются два критерия:
1. Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:
- "Я" как представитель определенной профессиональной группы;
- "Я" как член семьи;
- "Я" как член определенных общественных организаций и т. д. Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.
- Временная точка зрения на себя:
- "прошлое Я" – каким я был раньше;
- "настоящее Я" – какой я сейчас;
- "будущее Я" – каким я вижу себя в будущем.
- С точки зрения различных ценностей:
- каким я хотел бы быть сам – личные ценности;
- каким меня хотели бы видеть друзья – ценности референтной группы.
- Принятие точки зрения других из своего социального окружения – мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т. д. Различают следующие функции самосознания в деятельности человека:
1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т. е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизни и деятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает. Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т. е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание. Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:
- многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т. п.);
- многогранностью самого объекта самосознания, т. е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т. п.). Самосознание является динамичным образованием. Формирование, развитие и изменение самосознания обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование самосознания. В частности, самосознание личности может быть реальным и идеальным. Понятие «реальное» отнюдь не предполагает, что самосознание реалистично. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальное же – это представление личности о себе в соответствии с желаниями – «каким бы я хотел быть». Конечно, реальное и идеальное самосознание не только могут не совпадать: в большинстве случаев они различаются. Расхождение может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным самосознанием может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реального и идеального самосознания является источником самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [53, 70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОСОЗНАНИЕ
относительно устойчивая, в той или иной мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, своих качествах, способностях, внешности, своей социальной значимости, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. С. – осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и сознательно действующего существа, т.е. как личности и деятеля; целостная оценка своих знаний, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения.
С. формируется на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них. С. – особенность человеческой психики. Животным, как и далеким предкам человека, эта способность не свойственна. В С. человек выделяетсебя из окружающей природной и социальной действительности, он определяет свое место в ней, что является очень важной предпосылкой и компонентом мировоззрения. Благодаря С. человек отделяет себя как субъекта материальной и духовной деятельности от самой этой деятельности, сознательно направляет ее на достижение тех или иных целей.
С. каждого отдельного человека не дано ему от природы, оно развивается в обществе, в процессе воспитания и образования, участия в трудовой деятельности. По сути своей С. носит глубоко общественный характер, ибо мерой отношения к себе для человека выступают прежде всего другие люди, их коллективы.
Понятие «С.» применимо не только к индивиду, но и к социальной группе, классу.
Часть С. – профессиональное С. – понимание требования различных профессий к человеку и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями. Профессиональное С. – это целостная оценка своих личностных качеств, которые могут быть профессионально значимыми и формируются в процессе учебной, трудовой деятельности и требуют самоконтроля и самооценки.
С. – осознание человеком самого себя как члена общества, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих действий и поступков, мыслей и чувств, всего многообразия качеств личности. Исторически С. возникло на основе общественно- трудовой деятельности людей, в процессе которой у человека развивалась не только способность познавать предметы и явления окружающего мира, в том числе и других людей, но и способность сознавать самого себя. В процессе исторического и индивидуального развития человек приходит к С. опосредованным путем, через познание других людей. Потребность в С. определяется потребностью выяснить свое место в обществе, в жизни, необходимостью правильной организации своей деятельности, своих взаимоотношений с другими людьми.
Элементарные формы С. начинают складываться и развиваться уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игры (когда создаются различные оценочные ситуации, позволяющие ребенку сравнивать себя с другими детьми), а также на основе оценки ребенка взрослыми. В школьном возрасте развитие С. происходит в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности под влиянием коллектива и требований взрослых. Старший подростковый и ранний юношеский возрасты, к которым принадлежат учащиеся профессиональных учебных заведений, наиболее благоприятны для формирования их С., которое поднимается на более высокую ступень, позволяющую им иметь оценочные суждения о собственных качествах.
Правильное развитие С. и тесно связанной с ним самооценки основывается на объективных данных – анализе фактов собственного поведения, своих взаимоотношений с другими людьми, объективных результатов своей деятельности с учетом оценки себя с окружающими. В целом для развития С. характерно следующее: 1) постепенное расширение круга явлений, на которые распространяется С. (сначала осознаются лишь конкретные поступки и действия, а затем также и мотивационная сфера поведения и устойчивые черты личности); 2) рост самостоятельности суждений о себе; 3) рост критичности и объективности самооценки.
С. личности – в широком смысле – процессы выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект) и отношения к себе (эмоционально-ценностный аспект), а также результаты этих процессов. В узком смысле С. личности – часть процессов и результатов самосознания, обслуживающая высший, личностный уровень психической организации и деятельности человека. Результаты С. личности выражаются в целостном «образе Я» («Я-концепции»), являющем знания о себе, относительно устойчивое соотношение и изменчивые С. конкретных качеств. Знания о себе содержат: а) информацию о пространственном положении тела и его частей, схему тела; б) систему социальных самоидентичностей, формирующихся благодаря включению человека в различные социальные общности (т.е. сознание своей половой, возрастной, семейной, национальной принадлежности); в) систему личностных самоидентичностей – социально устанавливаемые сходства и различия с другими людьми в чертах, потребностях, мотивах, убеждениях.«Образ Я» может быть дифференцирован: а) по сфере осознания – «социальное Я», «физическое Я», «духовное Я»; б) во временном континууме – «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; в) по модальности – «Я реальное», «Я идеальное».
Механизмы получения личностью знаний о себе (самопознания) включают усвоение чужих точек зрения о субъекте, сравнение себя с другими людьми, оценку достигнутого, обнаружение в себе признаков, соответствующих самоидентичности (половой, возрастной и т.п.), анализ собственного поведения и поступков, наблюдение своих мыслей и чувств. Самоотношение – система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного «Я», важнейший фактор удовлетворения ряда потребностей. Фрустрация потребности и принадлежности человека к значимым для него общностям людей, ставящая под сомнение его социальную самоидентичность, переживается как унижение «Я», измена собственным принципам, вызывает чувство вины. Самоотношение в целом проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя и предположения аналогичных чувств у других в свой адрес. Эти чувства выражаются в специфических внутренних действиях, таких, как самоодобрение, самопохвала, самопорицание, самообвинение.
Процесс С. личности диалектичен и предполагает единство стабильности (прежде всего самоотношения в целом) и изменчивости (адекватности самооценок). Поддержание стабильности самоотношения необходимо для выдвижения новых целей, самоконтроля, преодоления неудач; изменчивость самооценок служит адекватности реакции на неуспех, коррекции собственного поведения. Феноменально С. личности проявляется в формах внутреннего диалога различной степени развернутости и конструктивности.
Формирование у учащихся С. преследует следующие цели: 1) воспитание потребности в С., в анализе и оценке своего поведения и деятельности; 2) помощь учащимся в правильной и объективной оценке самих себя, своих качеств и поведения; 3) установку на самовоспитание.
Учитывая, что познание себя основывается на познании других, необходимо обращать внимание учащихся на особенности поведения других людей, на его положительных и отрицательных сторонах, постепенно побуждая их к подобной оценке самих себя.
Очень важно, чтобы педагоги и родители, наставники молодежи обращали внимание и на оценочные суждения юношей и девушек как в отношении собственного поведения, так и поведения других людей, своих взаимоотношений с ними. В случае неправильной самооценки – завышенной или заниженной – тактично и обоснованно, опираясь на конкретные и бесспорные факты, способствовали её коррекции самими учащимися.
Опытные педагоги и наставники молодежи используют каждый повод для того, чтобы показать, как правильно анализировать поведение других, побуждая юношей и девушек переносить это умение и на анализ самих себя.
Лит.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986; Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Спиркин Ю.И. Сознание и самосознание. – М., 1984; Осипов П.Н. Социально-психологический портрет студента средней профессиональной школы // Магистр. 1997. CВ.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
404.23 кб

Воздействие народной художественной культуры на самосознание личности

Белецкая Елена Александровна, Яковлева Людмила Викторовна
Народная художественная культура как связующее звено между образцами прошлого и современными проявлениями культуры пользуется неизменным доверием всего общества.
Читать PDF
88.94 кб

Профессиональное самосознание как профессиональное требование в подготовке менеджеров туризма

Енилина Е. В.
Рассматриваются теоретические вопросы и практические аспекты современного состояния профессионального самосознания как профессионального требования менеджеров в области индустрии гостеприимства.
Читать PDF
635.60 кб

Активизация языков и самосознание студентов-филологов

Мампе Иоанна
Дан обзор учебной дисциплины «Активизация языков и стратегии обучения языку», которая преподается студентам-филологам в Гданьском университете.
Читать PDF
272.93 кб

Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников

Героева Людмила Михайловна
Статья предназначена режиссерам детских театральных коллективов, преподавателям гуманитарных дисциплин общеобразовательных школ, педагогам-специалистам учреждений дополнительного образования, учителям начальной школы, педагогам-ор
Читать PDF
766.03 кб

Мотивация и профессиональное самосознание как компоненты эффективности образования

Н. И. Алёшкин, Г. П. Цейтина
Читать PDF
55.44 кб

Национальное самосознание как неотъемлемый фактор становления личности

Юничев Николай Александрович
Читать PDF
301.64 кб

Профессиональное самосознание современной личности

Ковалева М. С.
В статье рассматриваются вопросы самосознания, самоопределения студентов, вопросы профессиональной идентификации подрастающего поколения.
Читать PDF
199.27 кб

Этническое самосознание как ведущая составляющая организации воспитательных систем вуза

Жигадло Александр Петрович
Статья отражает логику типов воспитательных систем и зависимость характера трансформации от динамических изменений социальной среды. Трансформация воспитательных систем показана в контексте социальных изменений.
Читать PDF
288.74 кб

Влияние бытия народа на общественное сознание и национальное самосознание

Михайлова Лидия Ивановна
Проанализирован ряд важных вопросов, связанных с общественным сознанием, развитием национального самосознания и влиянием на эти процессы бытия народа.
Читать PDF
778.76 кб

Рецензия: рокина Г. В. , сутырина О. Н. Национальное самосознание и конфессиональные предпочтения ст

Ларионова Н. И.
Читать PDF
145.49 кб

Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития

Райхлина Евгения Львовна
В статье рассматривается сущность патриотического самосознания, его структурные компоненты. Приводятся результаты диагностики сформированности патриотического самосознания студентов педагогического вуза.
Читать PDF
303.35 кб

Аксиологический подход к изучению феномена «Национальное самосознание» в отечественной истории педаг

Куликова Светлана Вячеславовна
Аксиологический подход рассматривается как один из основных методологических инструментов, применяемых отечественными историками педагогики для изучения феномена «национальное самосознание».

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Русское национальное самосознание

    это специфическое состояние самосознания, присущее русскому народу как этнической общности. Носителями русского национального самосознания являются наиболее образованные представители русско
  • Национальное самосознание

    осознание людьми своей принадлежности к определенной социальноэтнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоот
  • Педагогическое самосознание

    система взглядов, оценок, суждений педагога по поводу своей профессиональной деятельности. Формируется в результате рефлексии, объектом которой становится собственный педагогический труд. На не
  • Самосознание половое

    осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.
  • Профессиональное самосознание

    одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на эт
  • Самосознание учителя профессиональное

    комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителе
  • ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    осознание себя субъектом этнической общности.
  • ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    (Civil self-consciousness) – исторически отраженное в сознании человека и окрашенное в идеологические и нравственные тона представление о себе как гражданине государства и члене общества, а также о своей ро
  • Самосознание педагога профессиональное

    комплекс знаний и представлений педагога о себе как профессионале, целостный образ себя — профессионала, система установок по отношению к себе — профессионалу. Оценка себя как профессионала во м
  • Национальное самосознание (идентичность)

    разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране, народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и
  • самосознаниеэтническое

    относительно устойчивая система осознанных представлений (значений) и оценок объектов этнического мира, формирование которой обусловливает осознание человеком самого себя в качестве представи
  • ВОСПИТАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ

    первым и главным в развитии отношений человека ко всему является воспитание отношения человека к самому себе. Ведь если человек себя не любит, не уважает, относится к себе пренебрежительно, то и к