Саморегуляция

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Саморегуляция
самостоятельное создание человеком требуемых или желаемых состояний.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Саморегуляция
[лат. regulare– приводить в порядок, налаживать] – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
процесс сохранения человеком внутреннего комфортного для него состояния, позволяющего ему стабильно функционировать, несмотря на изменяющиеся внешние условия жизнедеятельности.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
в психол.) (от лат. requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.

Источник: Педагогический словарь

Саморегуляция
от латинского reqular - приводить в порядок, налаживать) - система сознательных действий, направленная на поддержание или достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться путем самовнушения, самоубеждения, самоприказа, самопринуждения, систематической аутогенной тренировки и т.п. Приемы саморегуляции активно используются для профилактики боевых психических травм и нервно-психологических срывов у военнослужащих.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Саморегуляция
высшая способность субъекта осознавать цель, содержание и средства своей деятельности, добровольно прилагать усилия к ее успешному проведению в разных условиях. Определяют два уровня саморегуляции: первый связан с поиском способов решения конкретной задачи, второй свидетельствует о способности ученика соотносить разные виды деятельности, трансформируя знания и умения (М. Гринева). Первый более зависим от ориентировочной основы действия, второй основывается на понимании общих закономерностей познавательной деятельности. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
в общем смысле определяется как целесообразное функционирование живых систем. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительных действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности. Саморегуляция представляет собой, таким образом, замкнутый контур регулирования.
Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
управление поведенческими актами на всех этапах их развертывания, активность субъекта, направленная на достижение проектируемой цели и предполагающая создание модели, а также ее корректировку в ходе деятельности. Осуществляется на физиологическом, психическом и социальном уровнях для регулирования процессов самосохранения, жизнеобеспечения, самоограничения, самоопределения, для обеспечения различных видов деятельности (в труде, общении и познании), поведения. Социальная С. обеспечивает: торможение неблагоприятных импульсов, переключение внимания, распределение сил между различными объектами, усиление или ослабление деятельности, контроль за производимыми действиями и коррекцию поведения, если в этом возникает необходимость и выступает: способом разрешения актуальных противоречий между должным и сущим, средством оперативной реакции на непосредственные требования социальной макрои микросреды (Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991; Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1987; Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978; Лозовой В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. – Х., 1991. – С. 24–26; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. – Л., 1979; Хмелько В. Е. Социальная направленность личности: некоторые вопросы теории и методики социологического исследования. – К., 1988) В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие С. связано с новой парадигмой психологической науки, заключающейся в преодолении структурной, статической методологии и переходе к методологии функциональной.
С. – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.
С. – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. С. имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами С. могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т.д.), волевые и др. Структура С. характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности С. ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал С. складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.
Произвольная С. осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности. В этом последнем смысле С. становится предметом акмеологии.

Источник: Акмеологический словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
(от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Идеи функциональной системы саморегуляции, разработанные П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном, впоследствии были дополнены идеей осознанности психической С., активного и осознающего свои задачи субъекта деятельности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности живых систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Психическая С. осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
При всем разнообразии видов проявлений С. имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Основным звеном, определяющим особенности С. деятельности, является субъективно принятая цель. Для того чтобы организовать последовательность действий в соответствии с принятой целью, нужно соотнести цель с реальными условиями, вкоторых будет происходить ее достижение, и выделить условия, наиболее значимые с точки зрения цели. Этот процесс осуществляется звеном «субъективная модель значимых условий деятельности», на базе которой человек осуществляет в звене «программа действий» упорядочение действий, средств и способов. И модель, и программа могут и должны изменяться, приспосабливаясь друг к другу по ходу деятельности. Неизменной остается цель – до тех пор, пока человек не достигнет ее или не откажется от нее в пользу другой цели.
Следующим звеном регуляции является оценка результатов. В этом звене информация о результате сопоставляется с критериями успеха. На основе информации из звена «оценка результата» в звене «коррекция» принимается решение о том, нужно ли вносить коррективы, если нужно, то куда и какие, или же можно считать поставленную цель достигнутой.
С. представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления С. может реализовываться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий; при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т.д. Общие закономерности С. реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
В результате выполнения деятельности обязательно происходят изменения в самом человеке и в арсенале используемых им средств. Происходит естественный процесс научения, развития человека, совершенствования его сил и возможностей.
Лит.: Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980; Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. – М., 1986; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979; Кочетов А.И. Самовоспитание подростка.
– Свердловск, 1967.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.87 кб

Эмоционально-волевая саморегуляция младших школьников как условие продуктивной учебной деятельности

Межина А. В.
В статье обозначается проблема повышения продуктивности учебной деятельности, обосновывается необходимость развития эмоционально-волевой саморегуляции учащихся, описывается последовательность развития саморегуляции с опорой на уро
Читать PDF
213.79 кб

Саморегуляция как ресурс самообразовательной деятельности студента

Крылова Наталья Николаевна
В статье рассматривается сущность понятия «саморегуляция» и представлены основные подходы к выявлению структуры саморегуляции личности; показаны ориентиры перехода от профессиональной подготовки к качественной самообразовательной
Читать PDF
188.66 кб

Саморегуляция учебной деятельности как психологоакмеологическая проблема

Зобков Александр Валерьевич
Саморегуляция субъектами учебной деятельности составляет одну из психолого-акмеологических проблем современной психологии и акмеологии.
Читать PDF
582.35 кб

Игра, основанная на выборе,саморегуляция и восприятие чисел

Ивренди Асие
Игра, основанная на выборе, предоставляет широкие возможности для использования и развития саморегуляции и математических навыков.
Читать PDF
337.49 кб

Развитие психической саморегуляции учебно-профессиональной деятельности

Зеер Эвальд Фридрихович, Зольников Алексей Петрович
Читать PDF
133.55 кб

Саморегуляции учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая задача

Дмитриева Т. В.
Читать PDF
459.18 кб

Культура психической саморегуляции как профессионально важное качество учителя

Миргород С. А.
Читать PDF
1.13 мб

Коррекционная работа с дошкольниками по формированию саморегуляции (на базе црди «Надежда» г. Волжск

Хичеева К.В.
Читать PDF
400.24 кб

Тренінг як форма підготовки майбутніх учителів до професійної саморегуляції

Сеньовська Надія Леонідівна
Сформульовано визначення, описано суть та структуру феномена професійної саморегуляції вчителя в особистісному аспекті (чотири основні компоненти, їх домінантні функції, три рівні сформованості).
Читать PDF
248.64 кб

Підготовка майбутніх учителів до професійної саморегуляції

Сеньовськанадія Леонідівна
У статті проаналізовано значення феномену професійної саморегуляції у фаховій діяльності сучасних педагогів.
Читать PDF
462.90 кб

Особливості підготовки майбутніх учителів до професійної саморегуляції в процесі лабораторно-практич

Н. А. Сеньовська
Охарактеризовано поняття «професійна саморегуляція педагога», висвітлено її значення в контексті фахової діяльності.
Читать PDF
259.82 кб

Особенности саморегуляции учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития

Г. М. Ильина, К. В. Твердохлебова
Читать PDF
0.00 байт

Психологические вопросы самоконтроля, саморегуляции и формирования навыков исполнительской техники п

С. Г. Корлякова
Читать PDF
0.00 байт

Формування компонентів професійної саморегуляції вчителя в системі фахової підготовки: результати ес

Надія Сеньовська
У статті здійснено узагальнення результатів формувального експерименту щодо розвитку компонентів професійної саморегуляції вчителя у системі фахової підготовки.
Читать PDF
199.22 кб

Стилевые особенности саморегуляции поведения подростков, воспитывающихся в казачьем кадетском корпус

Додова Людмила Муратовна
Рассмотрены основные стилевые характеристики саморегуляции поведения подростков, учебная деятельность которых организована в различных типах образовательных учреждений: средней общеобразовательной школе, казачьем кадетском корпусе

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

    способность педагога определять собственное состояние, давать ему оценку и умение управлять собственным эмоциональным состоянием.
  • Саморегуляция личности

    лат. – подчинение определенному правилу) – управление человеком своим собственным физическим и психическим состоянием и поступками. Это способ снижения утомляемости, напряжения, снятия волнени
  • Нравственная саморегуляция

    свойство личности, означающее, что она активно разбирается в оказываемых на нее влияниях среды и самостоятельно определяет свое отношение к ним. Саморегуляция не сводится к выбору отдельных пост
  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕНИЯ

    субъективированный процесс формирования личности профессионала, выступающий антиподом авторитарных принципов образования. С.у. в большей степени, чем «активное поведение» в учебном процессе, яв
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

    система приемов последовательного самовоздействия личности в целях повышения эмоциональноволевой устойчивости в экстремальных ситуациях.
  • Методы психологической саморегуляции

    комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным психическим состоянием. Методы функционально
  • МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СФЕРУ САМОРЕГУЛЯЦИИ

    формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей осознанию своего поведения и состояния других людей, формирован
  • СФЕРА САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

    система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. Включает нравственную обоснованность выбора: совестливость, самооценку, само