Саморегуляция
Саморегуляция
самостоятельное создание человеком требуемых или желаемых состояний.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
процесс управления человеком собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.
Саморегуляция
[лат. regulare– приводить в порядок, налаживать] – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
процесс сохранения человеком внутреннего комфортного для него состояния, позволяющего ему стабильно функционировать, несмотря на изменяющиеся внешние условия жизнедеятельности.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
в психол.) (от лат. requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.
Источник: Педагогический словарь
Саморегуляция
от латинского reqular - приводить в порядок, налаживать) - система сознательных действий, направленная на поддержание или достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться путем самовнушения, самоубеждения, самоприказа, самопринуждения, систематической аутогенной тренировки и т.п. Приемы саморегуляции активно используются для профилактики боевых психических травм и нервно-психологических срывов у военнослужащих.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Саморегуляция
высшая способность субъекта осознавать цель, содержание и средства своей деятельности, добровольно прилагать усилия к ее успешному проведению в разных условиях. Определяют два уровня саморегуляции: первый связан с поиском способов решения конкретной задачи, второй свидетельствует о способности ученика соотносить разные виды деятельности, трансформируя знания и умения (М. Гринева). Первый более зависим от ориентировочной основы действия, второй основывается на понимании общих закономерностей познавательной деятельности. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
в общем смысле определяется как целесообразное функционирование живых систем. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Саморегуляция имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительных действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности. Саморегуляция представляет собой, таким образом, замкнутый контур регулирования.
Литература: [20].
Литература: [20].
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
управление поведенческими актами на всех этапах их развертывания, активность субъекта, направленная на достижение проектируемой цели и предполагающая создание модели, а также ее корректировку в ходе деятельности. Осуществляется на физиологическом, психическом и социальном уровнях для регулирования процессов самосохранения, жизнеобеспечения, самоограничения, самоопределения, для обеспечения различных видов деятельности (в труде, общении и познании), поведения. Социальная С. обеспечивает: торможение неблагоприятных импульсов, переключение внимания, распределение сил между различными объектами, усиление или ослабление деятельности, контроль за производимыми действиями и коррекцию поведения, если в этом возникает необходимость и выступает: способом разрешения актуальных противоречий между должным и сущим, средством оперативной реакции на непосредственные требования социальной макрои микросреды (Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991; Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1987; Кон И. С. Открытие «Я». – М., 1978; Лозовой В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. – Х., 1991. – С. 24–26; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. – Л., 1979; Хмелько В. Е. Социальная направленность личности: некоторые вопросы теории и методики социологического исследования. – К., 1988) В. А. Лозовой
Источник: Глоссарий современного образования.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие С. связано с новой парадигмой психологической науки, заключающейся в преодолении структурной, статической методологии и переходе к методологии функциональной.
С. – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.
С. – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. С. имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами С. могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т.д.), волевые и др. Структура С. характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности С. ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал С. складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.
Произвольная С. осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности. В этом последнем смысле С. становится предметом акмеологии.
С. – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.
С. – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. С. имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами С. могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т.д.), волевые и др. Структура С. характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности С. ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал С. складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.
Произвольная С. осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности. В этом последнем смысле С. становится предметом акмеологии.
Источник: Акмеологический словарь
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
(от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Идеи функциональной системы саморегуляции, разработанные П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном, впоследствии были дополнены идеей осознанности психической С., активного и осознающего свои задачи субъекта деятельности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности живых систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Психическая С. осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
При всем разнообразии видов проявлений С. имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Основным звеном, определяющим особенности С. деятельности, является субъективно принятая цель. Для того чтобы организовать последовательность действий в соответствии с принятой целью, нужно соотнести цель с реальными условиями, вкоторых будет происходить ее достижение, и выделить условия, наиболее значимые с точки зрения цели. Этот процесс осуществляется звеном «субъективная модель значимых условий деятельности», на базе которой человек осуществляет в звене «программа действий» упорядочение действий, средств и способов. И модель, и программа могут и должны изменяться, приспосабливаясь друг к другу по ходу деятельности. Неизменной остается цель – до тех пор, пока человек не достигнет ее или не откажется от нее в пользу другой цели.
Следующим звеном регуляции является оценка результатов. В этом звене информация о результате сопоставляется с критериями успеха. На основе информации из звена «оценка результата» в звене «коррекция» принимается решение о том, нужно ли вносить коррективы, если нужно, то куда и какие, или же можно считать поставленную цель достигнутой.
С. представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления С. может реализовываться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий; при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т.д. Общие закономерности С. реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
В результате выполнения деятельности обязательно происходят изменения в самом человеке и в арсенале используемых им средств. Происходит естественный процесс научения, развития человека, совершенствования его сил и возможностей.
Лит.: Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980; Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. – М., 1986; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979; Кочетов А.И. Самовоспитание подростка.
– Свердловск, 1967.
П.Н. Осипов
При всем разнообразии видов проявлений С. имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа собственно исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Основным звеном, определяющим особенности С. деятельности, является субъективно принятая цель. Для того чтобы организовать последовательность действий в соответствии с принятой целью, нужно соотнести цель с реальными условиями, вкоторых будет происходить ее достижение, и выделить условия, наиболее значимые с точки зрения цели. Этот процесс осуществляется звеном «субъективная модель значимых условий деятельности», на базе которой человек осуществляет в звене «программа действий» упорядочение действий, средств и способов. И модель, и программа могут и должны изменяться, приспосабливаясь друг к другу по ходу деятельности. Неизменной остается цель – до тех пор, пока человек не достигнет ее или не откажется от нее в пользу другой цели.
Следующим звеном регуляции является оценка результатов. В этом звене информация о результате сопоставляется с критериями успеха. На основе информации из звена «оценка результата» в звене «коррекция» принимается решение о том, нужно ли вносить коррективы, если нужно, то куда и какие, или же можно считать поставленную цель достигнутой.
С. представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления С. может реализовываться разными психическими средствами (чувственные конкретные образы, представления, понятия и др.). Принятая субъектом цель не определяет однозначно условий, необходимых при построении программы исполнительских действий; при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения одного и того же результата и т.д. Общие закономерности С. реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
В результате выполнения деятельности обязательно происходят изменения в самом человеке и в арсенале используемых им средств. Происходит естественный процесс научения, развития человека, совершенствования его сил и возможностей.
Лит.: Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980; Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. – М., 1986; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979; Кочетов А.И. Самовоспитание подростка.
– Свердловск, 1967.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.