САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕНИЯ
субъективированный процесс формирования личности профессионала, выступающий антиподом авторитарных принципов образования. С.у. в большей степени, чем «активное поведение» в учебном процессе, явилась практическим «ответом» профессиональной образовательной системы на запросы рыночной экономики, закономерно предпочитавшей тех профессионалов, образование которых построено на развитии способностей, умения проявить свои личностные характеристики в нужном месте и в нужный момент.
С.у. возникла в значительной мере как семантическая аналогия содержательно более широкого принципа саморазвития личности. В связи с этим она включила в себя многие присущие этому принципу идеи целеполагания и прогрессивные педагогические идеи: развитие умения приобретать такие личностные качества, которые позволяют в процессе дальнейшей жизнедеятельности продуктивно осваивать новое содержание профессиональной деятельности, новую технику, технологию, а при необходимости и новые профессии; овладение четким представлением о содержательно-функциональной взаимосвязи общеобразовательных знаний, общенаучных (общетеоретических) основ производственной технологии и содержания профессиональных приемов и навыков; выработка у каждого профессионала способности применять теоретические знания в практической деятельности (умение мыслить аналогиями, пользоваться учебной и справочной литературой, знание приемов переформулирования практических задач и решения вспомогательных задач, правил самостоятельного анализа неизвестных объектов, а также письменного и устного обоснования своих профессиональных действий и полученных результатов); развитие волевых и эмоциональных параметров, сенсомоторной культуры; предоставление учащимся возможности для самостоятельной организации своей учебной деятельности.Явление С.у. не имеет пока достаточно четкого и полного определения, существует лишь в совокупности разноаспектных интерпретаций, как педагогическая концепция. Тем не менее можно дать наиболее общее определение смысла этого понятия в следующем виде: саморегуляция учения – это самостоятельная организация индивидуальной учебно- познавательной деятельности (в рамках официального учебного процесса или вне его) по овладению знаниями общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессионального курса, мотивируемая уровнем интеллектуального развития субъекта учения, пониманием им своих жизненных целей и роли образования в их достижении, а также всем комплексом волевых, психомоторных и других личностных качеств.
Осуществление учащимся процесса С.у. не является результатом однажды принятого решения или мгновенного побуждения. Переход к С.у. осуществляется при наличии у человека осознанной готовности к ее практической реализации. Готовность же вырабатывается в процессе регуляции деятельности, в основе которого лежит формирование психологической модели способа предполагаемых к исполнению действий (теория поэтапного формирования действий П.Я. Гальперина, концепция акцентированного тренинга психорегуляции действий и др.).
Следует отметить несколько методов, получивших право на практическое использование в процессах овладения С.у.:
а) традиционный, уже более столетия известный всему миру метод «проектов», который независимо от предметного воплощения замысла предполагает самостоятельную постановку цели учащимся, составление плана работ, их исполнение с последующим контролем и оценкой качества результатов;
б) используемые в профессиональных школах Германии вербальный тренинг – формирование у обучаемых ориентировочной основы трудовых действий при помощи инструкционных карт и активный тренинг – при помощи различных технических средств обучения;
в) методы «исчерпывающего действия» и «направляющих текстов»;
г) методы формирования ключевых квалификаций: метод стратегического учения, метод развития системного мышления, игровое (имитационное) планирование деятельности и др.
При всем различии механизмов своего осуществления все эти методы предоставляют учащимся возможность самостоятельно планировать и осуществлять учебно- профессиональную деятельность в соответствии со всеми индивидуальными склонностями и способностями, выбирают индивидуальный тип профессионального поведения, а преподавателю – право перехода от роли передатчика знаний к роли консультанта.
Лит.: Новиков А.М. Профессиональное образовании России. – М., 1997; Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых, междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.; Воронеж, 1995; Гейжан Н.Ф., Шапкин В.В. Профессиональная школа: новое целеполагание. – СПб., 1996; Schelten A. Einturung in die Berufspedagogir. – Stuttgart; Steiner, 1991; Кох Й, Зелька Р. Направляющие тексты – путь к самостоятельному обучению. – Берлин; Бонн, 1995.
В.Л. Худяков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
309.33 кб

Возрастная специфика саморегуляции и отношения к учению суворовцев

Цыганов Игорь Юрьевич, Ованесбекова Маргарита Леонидовна, Моросанова Варвара Ильинична
В статье публикуются результаты исследования, выявляющего возрастную специфику осознанной саморегуляции учебной деятельности, а также отношение суворовцев различных возрастов к учению в сравнении с их сверстниками в общеобразовате