САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Найдено 1 определение
САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
процесс становления ребенка как индивидуальности и личности на основе внутренних механизмов самоопределения, самосознания и самоорганизации, которые способствуют его самостоятельному проявлению в качестве субъекта собственной деятельности и поведения. В понимании В.И.Слободчикова развитие — качественное изменение в структуре человеческой личности, основной координатой которого является система отношений субъекта с окружающими людьми. Развитие — кардинальное структурное преобразование человеком собственной самости; сдвиг в ходе изменений, которые не сводятся ни к естественному созреванию и росту, ни к деятельностным характеристикам. Оно вмещает три самостоятельных смысла: это — объективный процесс, объяснительный принцип многих проявлений человеческой реальности и ценность европейской культуры, вошедшая в категориальный строй наук о человеке. Отличительное обстоятельство, выделяющее развитие в особую категорию явлений — самодвижение. Без самодвижения развитие невозможно, а педагогические средства неэффективны без учета самодвижения, внутренней природы и индивидуальности ребенка.
Существуют внешние и внутренние условия развития личности. Внешние — педагогические условия (деятельность педагога в отношения сотрудничества и др.) и внутренние — установки личности (мотивация саморазвития и др.). Здесь речь идет о саморазвитии: фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни.
Саморазвитие — это развитие человеком своей собственной самости, своей духовной реальности, механизм создания кризиса и средство поиска форм и способов освоения и реализации новых стадий индивидуальной жизни. Слободчиков обозначает эту реальность как духовную. Развитие духовного мира (саморазвития) осуществляется через центральный феномен человеческого внутреннего мира — духовную рефлексию. Саморазвитие (само-развитие) — способность к самостроительству, способность творить себя в мире и мир в себе: ведь раз-витие — такое движение, когда происходит изменение, сдвиг.
Саморазвитие — это социокультурный (а также спонтанный, природообусловленный) процесс переживаемого и осмысливаемого само=определения, само=обучения, само=воспитания, само=реализации индивида. Это также деятельность по самостроительству в соответствии с желаемым образом или идеалом. Она может быть целенаправленной или спонтанной. Например, стремление детей играть осуществляется не для того, чтобы самосовершенствоваться, а просто играть (дать выход накопившимся силам). Такое саморазвитие не преследует цель сознательного собирания себя в целостную личность. Здесь мы имеем дело со стихийной самореализацией. Однако в происходящих при этом изменениях ребенок исподволь саморазвивается.
Кульминационный момент развития на границе младшего школьного и подросткового возраста — переход от действия по логике жизненной задачи к ориентации на себя (как основное условие решения подобной задачи). Такой переход надо специально строить, чтобы он был прожит детьми в его чистых, культурных формах. В этом состоит основная культурная задача педагога, выполняющего функции проектировщика развивающей среды. Стремление к саморазвитию, чувство взрослости обнаруживают себя в каждом конкретном случае по-разному, но педагогу следует изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первые проявления и при необходимости помочь растущему человеку в поиске культурных средств выражения его стремления познать и проявить себя.
Общие вопросы построения равноправных человеческих отношений в межличностном общении, в со=бытии (совместном бытии), в любой человеческой деятельности на границе подросткового возраста могут и должны стать для самих детей предметом освоения и специальным полем деятельности педагога, т.е. стать предметом педагогической поддержки. Если эти условия организации развивающей среды будут выполнены, то к концу подросткового возраста у растущего человека может сложиться способность к постановке задач саморазвития (Г.А.Цукерман), хотя путь к этому начинается еще в дошкольном возрасте (Л.М.Кларина).
При проектировании саморазвития субъектности ребенка в детском коллективе нужно учесть, что он растет в определенной социокультурной среде, которая может помогать или препятствовать его развитию. Задача педагога — создать такие условия и такое образовательное пространство, которые предоставили бы ребенку максимальные возможности для самореализации, проявления творческой активности. Саморазвитие как общественно-культурная и духовная ценность определяет ту программу действия взрослого, с которой он входит в со-бытийную общность, будучи живым носителем существующей возрастной стратификации, символизации мира и его духовных смыслов (В.И.Слободчиков).
Осуществить педагогическую поддержку саморазвития ребенка возможно только в гуманистической парадигме образования. Взрослый не может прожить жизнь «вместо ребенка», поэтому интенсивная динамика его субъектного становления должна восприниматься взрослым как объективная данность и особый предмет педагогической деятельности, где педагог, способствуя активности и самостоятельности ребенка, способен придать им особую духовную и образовательную ценность.
Значимой в любых ситуациях, связанных с саморазвитием, оказывается позиция ребенка — субъекта самоопределения в проблемной ситуации. Поддержка педагога не может быть стандартизирована или технологизирована, поскольку направлена на индивидуальность ребенка, созвучна ей и осуществляется в разнообразных жизненных и воспитательных ситуациях. В поддержке можно обнаружить те или иные узнаваемые педагогические приемы, но их смысл оказывается совсем иным, что изначально делает ее показателем гуманистической позиции педагога (это далеко не всегда проявляется в воспитании, которое часто бывает авторитарным).
Поддержка ребенка в его саморазвитии необходима для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения; чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний и свой внутренний мир, успешно общаясь, формируя умения в разнообразных видах деятельности. Суть поддержки саморазвития — способствовать пониманию подростком своих возможностей, осознанию того, что в окружении или в нем самом мешает ему преодолеть возникающие препятствия. Оказывая педагогическую поддержку, взрослый старается избавить растущего человека от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути. Так у ребенка происходит становление способности к самоанализу и проектированию собственных действий. Поддержка саморазвития ребенка/подростка — это личностно-ориентированная деятельность педагога, представляющая собой систему позиционных отношений, методик, приемов по содействию ребенку и созданию условий для адекватного и оптимального саморазвития его субъектности, сотворения им собственного образа жизни.
Помощь растущему человеку в работе с самим собой (в самоопределении и самореализации) составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки его саморазвития. В этой деятельности педагог призван решить конкретные психолого-педагогические и культурные задачи: помочь ребенку осознать перспективы саморазвития и собственную уникальность; стимулировать рефлексию, аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру; помочь в освоении способов саморазвития и в устранении препятствий саморазвития (в зонах неустойчивости и кризисных ситуациях).
Основным содержанием поддержки выступает индивидуализация. Индивидуализация в образовании — система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и своей силы — для духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути (О.С.Газман). Индивидуализацию можно представить как деятельность взрослого и самого ребенка по выявлению, сохранению и развитию того особого, что заложено в каждом человеке от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте. Стержневая черта индивидуализации (по Газману) — поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, творческом самовоплощении (неадаптивной активности, по В.А.Петровскому), развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору). Эта деятельность предполагает: индивидуальную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение самости и человеческого достоинства; создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей.
Поддержка саморазвития может выступать как способ организации взаимодействия педагога и ученика (воспитателя и воспитанника) по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них. При этом педагог, с одной стороны, является носителем культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений с ребенком. С другой, он выступает тем человеком, который профессионально помогает школьнику развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношения к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь. Тип взаимодействия между педагогом и ребенком носит характер договорных отношений (С.М.Юсфин, Н.Н.Михайлова).
Истинное саморазвитие должно всегда завершаться выходом за границы установленной необходимости — это, прежде всего, право личности определять направление своего развития как процесса, имеющего внутренние закономерности и источники.
А.В.Бояринцева
Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Профессиональная самореализация воспитания как основа освоения ребенком способов саморазвития

Емельянова Ирина Евгеньевна
В статье рассмотрены сущность самореализации личности и механизмы самореализации воспитателей в профессиональной деятельности. Показана роль значимых взрослых в освоении ребенком способов саморазвития в микросреде ДОО.
Читать PDF

О потенциале саморазвития ребенка и возможностях повышения уровня обучения математике в начальных кл

Лев Тарасов, Татьяна Тарасова
Обращено внимание на то, как выбранное неудачно «педагогическое слово» способно блокировать саморазвитие ребенка.
Читать PDF

Технология мониторинга саморазвития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоро

Иванова Ирина Викторовна, Макарова Валентина Александровна
Статья представляет исследование понятия «мониторинг», анализ его функций в целом и в системе образования в частности.
Читать PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАМКАХ РЕАЛИЗ

Николаева Эльвира Федоровна
В статье рассматривается особый период в жизни человека детство, где закладываются основные базовые качества и происходит наиболее интенсивное развитие всех сфер личности ребенка.

Похожие термины: