САМООБРАЗОВАНИЕ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самообразование
система внутренней организации по усвоению опыта поколений, направленное на собственное развитие.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Самообразование
это пополнение профессиональной и общекультурной информации, постоянное обновление индивидуального социального опыта.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

САМООБРАЗОВАНИЕ
система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, имеющая целью собственное развитие личности [82, c. 681].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

САМООБРАЗОВАНИЕ
способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Самообразование
процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Самообразование
входит в структуру досуга как его педагогический признак. Приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне уроков и без помощи учителя, в том числе и в сфере досуга.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

САМООБРАЗОВАНИЕ
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Самообразование
одна из основных категорий военной педагогики, отражающих целенаправленную самостоятельную работу военнослужащего по приобретению, углублению и совершенствованию знаний, навыков, умений.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

САМООБРАЗОВАНИЕ
образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение литературы.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Самообразование
обучение человека вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с правом последующего прохождения им промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Источник: Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования.

Самообразование
овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий, объема и источников познания; установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

САМООБРАЗОВАНИЕ
форма организации образовательной деятельности обучающегося – целенаправленная образовательная деятельность обучающегося, управляемая самой личностью без участия педагога. Включает в себя: самовоспитание, самообучение, саморазвитие. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМООБРАЗОВАНИЕ
приобретается в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

САМООБРАЗОВАНИЕ
Овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

САМООБРАЗОВАНИЕ
образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении; целенаправленная и систематическая деятельность человека, в процессе которой он самостоятельно пополняет и совершенствует свои знания и умения и в результате которой происходит качественное развитие его личности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

САМООБРАЗОВАНИЕ
система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм обучения; добровольность; самостоятельность познавательной деятельности, положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

САМООБРАЗОВАНИЕ
специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Источник: Педагогический словарь

Самообразование
образование, приобретенное в процес се самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательных учреждениях. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение учебной литературы. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образованию целостный восходящий характер. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Самообразование
специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностных и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение профессиональной квалификации. Самообразование включает в себя умственное и мировоззренческое самовоспитание, волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставит их своей целью. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Самообразование
это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Признаки самообразования: осознанность в выборе содержания, методов и форм; добровольность и самостоятельность познавательной деятельности; положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают научное, профессиональное, политическое и другие виды самообразования. К сфере самообразования относится только такая познавательная деятельность, которая совершается в процессе самостоятельной работы, без прохождения человеком систематического курса обучения в образовательном учреждении. Человек, выросший на самообразовании, в народе называется самоучкой.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМООБРАЗОВАНИЕ
в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учебного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями специалиста или без оных. Эффективность самообразования зависит о т развитости и интеллектуальных умений, а также от установок человека на учебную деятельность, от его отношения к знаниям, равно как и от его волевых и других личностных качеств. Самообразованию присущи индивидуальные и групповые формы, последние способствуют формированию умений и навыков совместной интеллектуальной деятельности. В системе непрерывного образования самообразование выполняет роль связующего звена между дискретно идущими ступенями и стадиями организованной учебы, придавая образовательному процессу целостный и восходящий характер.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Самообразование
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования лежит интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование – одно из средств самовоспитания. Основные виды самообразования – общее, специальное (профессиональное) и политическое. Основная форма – изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками самообразования служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для самообразования появились с созданием системы Интернета.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

САМООБРАЗОВАНИЕ
сознательно полагаемая, свободно предпринимаемая деятельность, направленная на: обеспечение информацией, знаниями общественно и индивидуально значимых видов предметной и практически-духовной деятельности; становление, развитие и совершенствование образовательного и, прежде всего, интеллектуального потенциала; удовлетворение познавательных потребностей, интересов личности. Инициируется, направляется, регулируется и осуществляется по индивидуально выработанной программе, контролируется самим субъектом без прямого участия педагога, наставника. Источником С. являются противоречия между необходимостью деятельности и отсутствием или ограниченностью информации, знаний об объекте, предмете, технологии деятельности. С. реализуется путем приобретения, накопления, упорядочения, систематизации и обновления знания. С. проявляется как: специфический универсальный вид деятельности, технология работы с текстом, средство вторичной социализации, один из механизмов индивидуализации, один из способов самореализации личности. С. личности детерминировано социально-экономическими и духовными факторами, характером и содержанием труда, интеллектуальным (в первую очередь, творческим) потенциалом индивида. Его побудительными силами выступают материальные, профессионально-трудовые, социальностатусные и духовные интересы личности. Выделяют профессиональное, политическое, правовое, экономическое, экологическое, религиозное, художественно-эстетическое, этическое, общекультурное и другие виды С. С. выступает: 1) составной частью самовоспитания, самосовершенствования личности; 2) основным методом продолжения образования, средством непрерывного образования (Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986; Бурлука О. В. Самоосвіта особистості як соціокультурне явище: автореф. дис. … канд. філос. наук. – X., 2005; Лозовой В. А. Самообразование личности как социальная проблема и отрасль социологического знания; Курс лекций по социологии образования: учеб. пособие / под ред. В. И. Астаховой. – X.: Изд-во НУА, 2003. – С. 312–336). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМООБРАЗОВАНИЕ
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе С. - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. С. - одно из средств самовоспитания. Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное) и политическое. Осн. форма - изучение литературы научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, звукозаписей, концертов, посещение музеев, выставок, консультаций; различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. Большие возможности для С. появились с созданием системы Интернета. С. всегда имело целью повышение квалификации или образовательного уровня. Мн. крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С.: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863-66 в С.-Петербурге издавался учебно-литературный журнал "Самообразование", в 1893 в Москве была создана Комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы для С. по мн. предметам, изучавшимся в университетах, выпускала "Библиотеку для самообразования", проводила письменные консультации. Облегченные программы для С. готовил Отдел для содействия самообразованию, созданный в С.-Петербурге (1891) при Педагогическом музее военно-учебных заведений по инициативе Н.А. Рубакина, Н.И. Кареева и др. В 1892 группой московских ученых во главе с И.И. Янжулом была издана "Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по основным отраслям знания". Значительную роль в развитии С. играли различные общественные курсы и народные университеты. С 50-х гг. 20 в. удовлетворению потребности в С. способствовало формирование систем образования взрослых и повышения квалификации, а также совершенствование средств массовой информации (в т.ч. направлений учебного радио и телевидения). Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливают особую значимость С. С. - обязательный компонент современного школьного обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый учебный материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в различных кружках, клубах, лекториях, техническое творчество, опытническая работа и др. (см.Дополнительное образование детей). Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов. — способность обучающихся самостоятельно, систематически и целенаправленно усваивать необходимый для их учебы и работы материал. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004. ) См. также Автодидактика, Акмеология, Дополнительное образование детей

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САМООБРАЗОВАНИЕ
целенаправленная познават. деятельность, управляемая самой личностью; приобретение система-тич. знаний в к.-л. области науки, техники, культуры, полит. жизни и т. п. В основе С. - непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. С. - одно из средств самовоспитания.
Осн. виды С. - общее, специальное (профессиональное). и политическое. Осн. форма С. - изучение лит-ры научной, научно-популярной, учебной, худож. и др. Источниками С. служат также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей, консультаций специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок: разл. виды практич. деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др.
С. всегда имело целью получение квалификации или повышение образоват. уровня. Мн. крупные деятели науки, литры, иск-ва, обществ, орг-ции помогали С.: создавали нар. библиотеки, читальни, нар. дома. В 1863—66 в Петербурге издавался уч.-лит. журн. «Самообразование», в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при уч. отделе Об-ва распространения техн. знаний, к-рая разработала спец. программы по мн. предметам, изучавшимся в ун-тах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письм. консультации. Облегченные программы для С. выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891). при Пед. музее воен.-уч. заведений по инициативе Н. А. Рубаки-на, Н. И. Кареева и др. В 1892 группой моек, ученых во главе с И. И. Янжулом была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по осн. отраслям знания». В нач. 20 в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914), «Среди книг» (т. 1- 3, 1911—152).
Значит. роль в развитии С. играли разл. обществ, курсы и народные ун-ты.
С 20-х гг. организованная и система-тич. работа проводилась гл. обр. в области полит. С. В области общего С., направляемого политпросветами Нар-компросов и профсоюзами, намечалась широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной ср. школы.
В сер. 30-х гг., в связи со значит. развитием сети общеобразоват. школ, техникумов и вузов, С. стало осн. способом самостоят. углубления и расширения знаний, полученных в уч. заведениях.
В условиях научно-техн. революции (с 50-х гг. 20 в.). широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Усиливает потребность в С. и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс С., с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.
Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов обусловливает особую значимость С.
Важную роль в формировании навыков С. играет школа. С. - обязательный компонент совр. обучения. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в уч. заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в уч. заведении курсов.
С., обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. Обучение дает возможность обогатить С. коллективным поиском, снять нек-рые трудности самостоят. познания. Развиваясь в системе обучения, С. получает новые стимулы для своего утверждения. Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе проведения разл. видов самостоят. работы учащихся, предусмотренных шк. программами (выбор необходимой лит-ры, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной лит-рой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Важной формой подготовки школьников к самообра-зоват. работе является направляемое учителями и родителями внеклассное чтение.
Развитию навыков С. у школьников способствуют внеклассные и внешкольные занятия в разл. кружках, клубах, лекториях, техн. творчество, опытничес-кая работа и др.
Навыки С., полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе уч. работы в ср. спец. и высших уч. заведениях. Важную роль в этом, помимо самостоят. работы с уч. и науч. лит-рой, играют занятия в семинарах, науч. кружках, науч. студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследо-ват. экспедициях и др.
С. - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием (общим и профессиональным). и периодич. повышением квалификации, переподготовки специалистов.
Воспитание потребности в С. находится в прямой зависимости от авторитета конкретной специальности. Учитель нередко воспринимается не только как преподаватель определенного уч. предмета, но и как воспитатель в широком смысле слова, оказывающий большое воздействие на людей. Особую область спец. С. составляет.н. пед. С. В процессе совершенствования общей культуры и проф. знаний путем С. изучаются вопросы педагогики и психологии, теории управления, методики уч. предмета, общей культуры.
Направление и содержание С. определяются самим учителем в соответствии с его потребностями и интересами.
Для учителей, воспитателей, работников образования Гос. б-ка по нар. образованию им. К. Д. Ушинского систематически публикует библиографич. указатели, краткие обзоры новой лит-ры и библиографич. указатели по отд. проблемам пед. науки. Списки новых книг помещаются в пед. периодике, в т. ч. в пред-метно-метод. журналах.
Помощь родителям в их пед. С. оказывают школы. Статьи для С. родителей публикуются в журн. «Семья и школа», «Здоровье» и др. Издаются науч.-популярные брошюры и книги по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.
Лит. Медынский Е. Н., Внешк. образование, его значение, организация и техника, M., 19185; Терпигорев А. М., Труд и самообразование, [М.], 1959; Ковы-нев Н. К., Работа с книгой, М., 1961; Рубакин Н. А., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Громцева А. К., Самообразование как социальная категория, Л., 1976; ее же, Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983; Руководство самообразованием школьников, под ред. М. Н. Скаткина, Б. Ф. Райского, М., 1983. А. К. Громцева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

САМООБРАЗОВАНИЕ
образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Близко к С. примыкает заочное обучение.
С. является неотъемлемой частью систематического обучения в стационарных учебных заведениях, способствуя углублению, расширению и более прочному усвоению знаний.
С. – это целенаправленная, систематическая, управляемая самим обучающимся познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. При этом обучающийся сам (или с помощью руководителя) определяет образовательную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы.
С. – метод приобретения знаний о мире и закономерностях его развития на основе самостоятельных занятий, систематической, целеустремленной работы с первоисточниками, научной, учебно-методической и другой литературой.
С. – зто в первую очередь познание. В условиях С. познание может выступать и как индивидуальная, и как коллективная деятельность обучающихся. Наличие различных кружков, научных обществ и клубов по интересам дает возможность сопрягать свою индивидуальную работу с участием в коллективных формах работы.
Наиболее распространенными мотивами, побуждающими обучающихся к С., являются социально значимые и связанные с реализацией их идеалов и жизненных планов. Именно они придают С. необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность.
Вторая группа включает мотивы, связанные с побудительной силой собственнопознавательного интереса без ориентации личности на жизненные планы. Развиваясь внутри учебной работы, С. учащихся при этом довольно часто не имеет той целенаправленности, которая характерна для взрослых. Порождаясь процессом обучения, она может находить в нем поддержку, сопровождать его.
Самообразовательной деятельностью здесь движет жажда непосредственного познания, стремление к овладению новой информацией.
Третья группа мотивов С. связана с потребностью личности в самосовершенствовании, в развитии своих способностей, призвания. Если этот мотив связывается с жизненными планами личности, то деятельность С. приобретает характерные черты первой группы.
Но иногда развитие музыкальных, спортивных, художественных и других способностей не связывается непосредственно с жизненными планами ученика и поддерживается лишь его пребыванием в специальной школе. Иногда его самообразованием руководят родители, иногда оно развивается совершенно самостоятельно. К этой группе относятся и мотивы самообразовательной деятельности, цель которых – совершенствование характера личности, развитие познавательных способностей, и в первую очередь мышления.
Четвертую группу мотивов объединяют разнообразные формы увлечения учащихся, их хобби. Так, любовь к животным, увлечение музыкой, компьютером и прочее может развиться на уровне прикладной деятельности, не достигая уровня серьезных занятий. Тем не менее все формы любительства включают как обязательный компонент С.
Содержание самообразовательной деятельности учащихся профессиональных учебных заведений отражает все разнообразие запросов развивающейся личности. Его можно классифицировать по следующим видам:
1. Общее С., направленное на более углубленное изучение отдельных циклов учебных предметов (гуманитарных, естественнонаучных, специальных), согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности.
2. Профессиональное – самообразовательная деятельность, направленная на углубленное изучение избранной и (или) освоение дополнительной, смежной профессии и самостоятельную подготовку себя к ней.
3. С., связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических).
4. Политическое С., обусловленное усилением внимания учащихся к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения, выработкой отношения к совершающимся событиям.
5. С., обусловленное любительскими занятиями: компьютерами, радио-, авто- и другой техникой, моделированием и другими увлечениями.
6. С., связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формированию характера.
В каждом виде С. могут быть использованы самые разнообразные источники. С., связанное с овладением профессией, в свое содержание может включать изучение специальной и научно-популярной литературы, общение с людьми данной профессии, знакомство с литературой о них, реальное включение в этот вид деятельности.
Изучение процессуальной стороны С. показывает, что если оно строится как сопутствующее учению и вызывается им, то в этом случае учение определяет не только содержание С., но и его процесс. В условиях сопутствующего С. самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы.
По-иному протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, тем и разделов курса, которые не изучаются в учебном заведении. При этом имеет место предельная активность уже первого этапа познания, потребность в «предметном действии». Обучающиеся глубоко и разносторонне осознают значение практики в познании, которая служит им не только средством проверки усвоения знаний, но и источником познания, стимулирует его совершенствование.Успешность С. во многом зависит от подготовленности к нему обучающихся или намеревающихся заняться им.
В зависимости от характера С. у занимающихся им можно выделить различные уровни. Первый, самый низкий уровень самообразовательной работы характерен тем, что формирование познавательных интересов заставляет обучающихся прибегать к чтению той или другой книги, к просмотру отдельной телепередачи, к прослушиванию одиночной лекции. Это еще не целенаправленное самообразование, а эпизодическая, часто случайная, дополнительная к учебной деятельность для удовлетворения еще неустойчивого интереса. Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые обучающиеся делают здесь лишь свои первые шаги в самостоятельном познании, чаще всего расширяя содержание домашней учебной работы.
При выполнении заданий они уже могут обращаться к дополнительной литературе, прибегая к выпискам, составлению плана прочитанного. Особенно много некоторые учащиеся работают над домашними сочинениями, докладами, используя при этом как научно-популярную литературу, так и периодическую печать.
Но эти умения работать самостоятельно бывают часто еще невысокого уровня. Самостоятельное познание, как правило, бывает затруднено, учащиеся отдают явное предпочтение познанию под руководством преподавателя, мастера производственного обучения. Невысок на этом этапе и уровень организационных умений. По существу, обучающийся здесь еще сознательно не ставит определенных целей для своей деятельности, не отбирает и средства их реализации, что придает его С. разбросанность и эпизодичность.
Со временем самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность обучающегося, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и организацию.
Второй уровень С. характерен для тех, кто начинает широко участвовать в добровольных познавательных сообществах. Однако если на первом уровне работа в них заменяет самостоятельное познание (включение в него затрудняется недостаточно высоким уровнем познавательных умений), то теперь, наоборот, эти сообщества поднимают самостоятельное познание на более высокую ступень (дают новое содержание деятельности, облегчают ее организацию). В связи с таким обогащением деятельности возрастает удельный вес знаний, получаемых путем С. Одни учащиеся профессиональных учебных заведений на этом уровне расширяют и углубляют школьные знания, другие переосмысливают их с иных позиций, третьи раскрывают мир совершенно нового, неизведанного. Для данного уровня С. характерно осознание учащимися профессиональных учебных заведений (особенно средних специальных) ограниченности школьных знаний.
Третий уровень характерен для учащихся, которые уже не один год включены в эту деятельность. Ее отличает большая четкость, действенность и реальность целей С. Приобретая опыт в этой деятельности, обучающийся учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи. Качественный скачок в С. на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально. Учащиеся в результате систематической самостоятельной познавательной деятельности приобретают умение анализировать проделанную ими работу, соотносить ее результаты с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая или упрощая лишние и трудоемкие виды работ. Для рациональной организации деятельности составляются программы С.
Для С., как и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Будет функционировать самообразовательная деятельность или нет, всецело определяется умением ученика самостоятельно познавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественную сторону самостоятельно усвоенных знаний, навыков и умений. В плане интенсификации процесса познания не меньшее значение имеет и его самоорганизация: выбор приемов работы, планирование времени, самоконтроль.
Навыки С. вырабатываются в первую очередь в процессе различных видов самостоятельной работы учащихся. На уроках теоретического и производственногообучения, в мастерских преподаватели и мастера показывают учащимся способы решения различных познавательных задач, с которыми приходится встречаться на практике, в жизни, учат их выбору необходимой справочной литературы, работе с ней, выделению из прочитанного главного и наиболее существенного, умению делать выписки, составлять тезисы и конспекты, пользоваться энциклопедиями, справочниками, словарями и т.п.
Большую помощь в деле подготовки учащихся к дальнейшему С. оказывают практикуемые на уроках и вне их доклады, сообщения, рефераты на различные темы, работа с первоисточниками и др. В процессе экскурсионной, лабораторной и опытной работы учащиеся приобретают необходимые для С. умения наблюдать, сравнивать и обобщать жизненные явления (см. Лекционно-семинарские занятия; Доклад; Работа учащихся с технической книгой).
Развитию навыков С. у учащихся способствуют внеучебные и внеучилищные занятия в различных кружках, клубах по интересам, техническое творчество, с.-х. опытная и юннатская работа и др. (см. Кружки технические; Опытническая работа).
Совместная работа учебных заведений и заведений дополнительного образования, родителей требует соблюдения единства их требований и советов.
Важная роль в стимулировании С. принадлежит участию учащихся в научных кружках, научных студенческих обществах, в учебном заведении, в ССУЗах и вузах.
Основным средством С. является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы. Источниками С. служат также газеты, радио, телевидение, посещение театров, музеев, выставок, общение с образованными людьми, со специалистами в различных областях знания и практической деятельности.
Лит.: Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М., 1983; Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985; Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Метод. рекомендации / Сост. Н.В. Кузьмина, Р.Ф. Жуков, Ю.Н. Пароходов. – Л., 1988; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
107.14 кб

Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента

Овчаренко Валентина Алексеевна
В основе непрерывного самообразования лежит процесс самообучения, обеспечивающий не толь- ко овладение способами приобретения необходимых знаний, но и формирование самостоятель- ности как профессионально значимого качества личност
Читать PDF
86.15 кб

Самообразование как психологопедагогическая проблема

Вишневская Л. П., Вишневская Г. В.
В статье рассматривается состояние изученности проблемы самообразования в научной психологопедагогической литературе, имеющей как социальное, экономическое, так и личностное значение.
Читать PDF
57.16 кб

Профессиональное самообразование учителя как ведущий вид деятельности в информационном обществе

Поликарпова В. В.
Читать PDF
3.97 мб

Управляемое самообразование как основная модель повышения квалификации муниципальных чиновников

Черепанов Николай П., Титаренко Иван Юрьевич
Читать PDF
174.31 кб

Самообразование студентов вуза как условие качественной профессиональной подготовки специалистов

Карпова О. Л., Анисимова В. А.
Читать PDF
279.77 кб

Самообразование студентов в современном вузе (концептуально-технологический аспект)

Камьянов Андрей Александрович
В статье самообразование студентов обосновывается как индивидуальная комбинация их информационного самообогащения, утилитарно-адаптивной профессиональной самоподготовки и нравственного саморазвития.
Читать PDF
344.52 кб

Самообразование и его источники при овладении вершинами профессиональной деятельности

Бочарова Елена Петровна
Автор характеризует акмеологию как новую область научных знаний о человеке.
Читать PDF
186.18 кб

Взгляд на самообразование с позиции компетентностного подхода

Машарова Татьяна Викторовна
В статье изложены отдельные методологические предпосылки обращения к феномену самообразования в связи с реализацией компетентностного подхода к подготовке специалистов.
Читать PDF
117.89 кб

Самообразование как инновацонный ресурс профессионально-личностного развития будущего специалиста ин

Песцова Н. Н.
Самообразование приоритетное направление профессиональной подготовки будущих специалистов; инновационный ресурс здесь предстает как источник деятельности, направленной на порождение нового образовательного опыта будущих специалист
Читать PDF
366.59 кб

Самообразование как необходимый элемент воспитания квалифицированного юриста

Губарева Татьяна Ивановна
Читать PDF
235.15 кб

Повышение квалификации. Самообразование

Галашкина Юлия Михайловна
В статье рассмотрена проблема современного самообразования и повышения квалификации
Читать PDF
157.25 кб

Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе

Казаренков Вячеслав Ильич, Казаренкова Татьяна Борисовна
В статье раскрываются проблемы функционирования и развития самообразования в современной российской высшей школе.
Читать PDF
0.00 байт

Самообразование студента как фактор нравственного развития личности в учебно-воспитательном процессе

Мирошникова Т. Г.
В статье на основе различных методов исследования определяются основные ценности образования и воспитания личности студента в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения.
Читать PDF
212.76 кб

Самообразование в системе повышения квалификации

Климова Татьяна Егоровна, Юревич Светлана Николаевна
Модернизация системы повышения квалификации невозможна без активизации и стимулирования самообразовательной деятельности субъектов образования.
Читать PDF
311.21 кб

Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста

Ларионова Ирина Анатольевна
Рассматриваются основные средства формирования субъектности специалиста — самообразование и самовоспитание. Подробно рассмотрены понятия «субъектность», «самообразование», «самовоспитание» и «самостоятельная работа».

Похожие термины:

  • Самообразование учителя профессиональное

    многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и мето
  • Методическое самообразование учителя изобразительного искусства

    специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, важнейшая форма повышения квалификации, роста его мастерства и культуры. Основные формы С.: заочные форм
  • Организованное самообразование

    планомерно осуществляемая самостоятельная учебная деятельность по рекомендованной программе с периодическими консультациями у профессионального педагога или иного компетентного лица. Пример
  • Самообразование литературное

    а) обязательное условие личностного и профессионального роста учителя-словесника; б) форма литературного образования, которое осуществляется личностью на основе ее читательских и познавательны
  • Самообразование педагога профессиональное

    многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и мет
  • САМООРГАНИЗОВАННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

    учебная деятельность, инициированная самим субъектом по самостоятельно или с чьей-либо помощью разработанной программе, сориентированная на удовлетворение познавательного интереса или движима
  • Самостоятельное образование (самообразование)

    форма получения образования, целью которой является удовлетворение разносторонних познавательных потребностей граждан и оказание им помощи в обучении. Получению с.о. способствуют народные унив
  • Читательское самообразование

    интеграция целенаправленного и стихийного влияния в самоформировании (рефлексии, самодиагностике и саморазвитии) чтения как стратегии учения, образования, личностного роста, накопления человеч
  • ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ

    личностное качество, выраженное в умении соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, основанной на умении свободно ориентироваться в р
  • Культура самообразования

    самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов самообразования. Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необ
  • Функции самообразования

    совокупность его задач как специфического вида учебной деятельности. К числу основных относятся четыре функции: а) замещающая – курс учебного заведения осваивается методом самообразования; б) до
  • ПЛАНЫ самообразования

    О начале 1980-х гг.: «Из письма десятиклассницы. “Сама себе удивляюсь…. Ну, были экскурсии в областной оперный театр, ну, отсмотрела, отслушала обязательный для всех оперных театров репертуар. Познак
  • ВИДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

    разновидности самостоятельных занятий, различающиеся по ряду признаков, к примеру, таких: а) целенаправленность – наличие или отсутствие программы, предусматривающей достижение определенных ре
  • Компетенция самообразовательная

    готовность обучающихся реализовывать самообразовательную деятельность, включающая в себя не только систему знаний, умений и навыков о планировании и реализации самообразовательной деятельност
  • Самообразовательное профессиональное чтение

    чтение специальной литературы (деловой) в целях повышения профессионального мастерства