Самонаблюдение
Источник: Исследовательская деятельность
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
осознанно и целенаправленно наблюдай за собой в различных ситуациях – как ты выполняешь ту или иную деятельность (учебную, трудовую, общественную и т.д.), каково твое отношение к ней и ко всему окружающему;
стремись фиксировать все успехи и неудачи, а также то, чем именно они вызваны, веди учет расхода своего времени;
сравнивай свои действия, поступки и отношения с аналогичными действиями, поступками и отношениями других, стремись к честному ответу самому себе на вопрос, могут ли твои действия, поступки и отношения быть лучше;
выбери себе идеал или создай его и сопоставляй себя с ним;
уточняй (сопоставляй) результаты своего С. с оценкой, которую дают тебе другие;
помни: самодовольство – это самообман, вокруг тебя всегда есть люди (такие же, как ты, юноши и девушки), которые совершеннее тебя. Ты их не знаешь? Но это не значит, что их нет. Ищи, и ты найдешь, и этот поиск сделает совершеннее тебя самого;
помни: постоянное и чрезмерное недовольство собой так же плохо, как и самодовольство, оно может стать тормозом в работе над собой.
Результаты С. могут фиксироваться в различных документах – дневниках, письмах, автобиографиях и др. Результатом С. является в ряде случаев самоотчет – описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Однако самоотчету могут быть свойственны ошибки, проявляющиеся в том, что, давая его, учащиеся склонны представлять себя в более выгодном свете. Поэтому данные С. не должны принимаются на веру, а должны учитываться в качестве фактов, требующих научного осмысления.
С. играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности.
Лит.: Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. – М., 1985; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Осипов П.Н. Сам себя воспитать должен. – Казань, 1995; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
С. - субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психол. особенностями наблюдающего, в первую очередь - его самооценкой. Это накладывает существ, ограничения на достоверность подобного наблюдения. С. никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе С. человек стремится не только отметить нек-рый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиб. приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психол. защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благовидному толкованию своих побуждений и поступков.
Метод, проблема, к-рую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психол. исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер.
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в эксперим. психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психол. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях. С др. стороны, С., проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитич. установке, позволяющей непосредственно постигать психол. реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания - ощущений, представлений, чувств и их атрибутов - интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».
Коренному пересмотру положения «аналитич. интроспекции» подверглись в гешталетпсихологии, согласно к-рой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, к-рыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом С. нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в требующей спец. истолкования форме.
Как средство самопознания С. оказывается весьма полезным, если приняты во внимание те неизбежные ограничения, к-рые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе С. возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для достижения большей объективности последнего необходимы знания о психол. закономерностях становления и функционирования личности.
С. С. Степанов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия