(of amateur combining) – детей и молодёжи, сообщества и группы, создающиеся по инициативе детей и молодых людей на основе общих целей, интересов и стремлений. Их возникновение обусловлено тем, что в процессе социализации дети и молодые люди испытывают потребность в переживании и осознании своей общности со сверстниками, в групповой солидарности. Каждый ребёнок неизбежно становится членом формального или неформального коллектива.
Достаточно трудно провести различие между самодеятельными и неформальными объединениями (нетрадиционными объединениями, объединениями субкультуры, контркультуры и пр.). Среди специалистов наиболее распространена точка зрения, что в самодеятельном объединении связующим звеном выступают осознанные цели и мотивы участников, а неформальные группы детей и молодёжи основываются на психологических взаимозависимостях участников при почти полном отсутствии институционально организованных отношений внутри группы; цели членов неформалов нельзя сформулировать, а мотивация их деятельности носит стихийный характер. Поэтому к самодеятельным объединениям часто относят организационно оформленные детские и юношеские организации позитивной направленности, а к неформальным группам – асоциальные и социально опасные общности. Однако такой подход неправомерен, т.к. строгого организационного оформления не имеют многие любительские объединения по интересам и др.; в то же время чётко организованы некоторые неформальные группы милитаристской, шовинистской и даже криминальной направленности. Варианты социально-структурной организации самодеятельных объединений многообразны. Среди них выделяются официально оформленные детские, юношеские и молодёжные организации с упорядоченным разделением социальных ролей. В России самодеятельные объединения, претендующие на участие в общественной жизни, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Объединения могут быть различными по времени существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи. Иногда самодеятельные объединения разделяют по возрастному принципу на детские и молодёжные, но такой подход достаточно условен, т.к. многие организации имеют смешанный возрастной состав.
В отечественном детском и юношеском движении до конца 80-х гг. среди самодеятельных объединений доминировали ВЛКСМ и пионерская организация. К концу 80-х гг. проявилось противоречие между декларируемой самодеятельностью детских и юношеских организаций и их реальной зависимостью от вышестоящих общественных организаций и педагогических коллективов учебных заведений. Попытки реформировать ВЛКСМ и пионерскую организацию не имели успеха. В 90-е гг. возникло большое число разнообразных партий, клубов, движений, представляющих интересы учащихся, студентов, молодых специалистов, предпринимателей численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Однако этот процесс не привёл к появлению влиятельной самодеятельной организации. Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций (преемник пионерской организации) и молодёжные фракции политических партий и движений (КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Един ство» и др.) не приобрели массового характера. Актуальной проблемой является организация самодеятельных объединений детей школьного возраста. Законом РФ об образовании (1992) запрещено создавать общественно-политические организации в школе. Опыт показал, что детям и подросткам трудно сориентироваться в многочисленных объединениях, существующих вне школ и часто удалённых от места их жительства. Доступными для школьников являются объединения учащихся и самодеятельных объединений, создаваемые в системе дополнительного образования детей.
56.67 кб
Развитие коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений
В статье рассматриваются технологические процессы развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений в учреждениях культуры.