Самоанализ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Самоанализ
самостоятельное выявление педагогами достоинств и недостатков в своей собственной деятельности и определение путей ее возможного улучшения.

Источник: Педагогический глоссарий

Самоанализ
деятельность человека по познанию себя путем рассмотрения (выделения и сравнения) отдельных свойств, качеств, его психических, социальных, профессиональных и других характеристик.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Самоанализ
(Introspection) способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведения; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Самоанализ
соотнесение задач и результатов своей деятельности с образцом, соотнесение самооценки с оценкой других, нахождение причин недостатков своей деятельности, поиск возможных вариантов улучшения своей деятельности. Самоанализ = самонаблюдение +самоконтроль +самооценка.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

САМОАНАЛИЗ
способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведения; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

САМОАНАЛИЗ
(синонимы самонаблюдение, самоуглубление, интроспекция) – анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio – обращение назад, отражение) – самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями – понятие «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [55].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Самоанализ
метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки. Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Владение самоанализом значительно улучшает учебную деятельность, упорядочивает поведение учащегося. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание. Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность. Самоанализ входит в число общеучебных умений.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОАНАЛИЗ
(становление готовности и способности). Одна из главных задач образования — создание условий для саморазвития личности и индивидуальности школьника, «саморазвертывания» каждого ребенка. Для этого надо обеспечить не только переход обучения и воспитания из сферы внешнего (заданные социумом нормы и стандарты) во внутренний план ребенка, его внутренние условия самообразования и саморазвития, но и нахождение им индивидуальных целей и средств самоопределения и саморазвития. В контексте этих задач основной функцией педагога становится индивидуальное образовательное консультирование. Помощь ребенку в решении им личностной или учебной проблемы видится как стимулирование и поддержка его самостоятельного и осознанного выбора.
Готовность к самоанализу включает три компонента: информационный, мотивационно-ценностный и операциональный. Становление готовности представляется в динамике, от мотивационно-ценностного компонента к информационному, затем к операциональному; или как постепенное движение от получения теоретических знаний (различных представлений о человеческой личности, о способах самоанализа) к их интериоризации (принятию и присвоению, мысленному апробированию), а затем к использованию приемов самоанализа в своей жизни. Сама готовность к самоанализу рассматривается как переход от мотивационно-ценностного компонента к операциональному и подразумевает развитие всех компонентов при многократном использовании способов самоанализа. Предметом самоанализа выступает сам человек, его самосознание в единстве и динамике когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого компонентов, его прошлого, настоящего и будущего.
Каждая жизненная ситуация (в том числе учебная) обнаруживает возможность множества отношений к ней (уровней принятия — непринятия), способов самореализации в ней или ухода от нее. Если ребенок совершает осознанный выбор в ситуации, он переводит ситуацию из ряда бытовых и привычных в образовательную, открывая новое в себе и мире. Сам выбор, как внутренняя задача, возможен при осмыслении данной ситуации и осмыслении себя в ней через деятельность самоанализа и рефлексии. Совершая самоанализ, как решение особой внутренней задачи на смысл, школьник порождает себя как субъекта деятельности. Внешняя ситуация переходит во внутренний план ребенка, становится его ситуацией, стимулирует его субъектность, образует в нем новое знание и опыт.
Чтобы обеспечить эти процессы, педагог должен поддержать в ребенке внутренние процессы рефлексии и самоанализа (самоанализ как механизм рефлексии, способ смотрения на себя), проявить для него значимость самоанализа в жизни, ресурс самоанализа для самоопределения и индивидуального «самостроительства»; а также создать условия, актуализирующие ситуации разнообразного, открытого и осознанного выбора. Тем самым, педагог стимулирует субъектную позицию школьника в самообразовании и саморазвитии.
Осмысление своей жизни (конкретной жизненной ситуации), индивидуальное проектирование жизнедеятельности особенно актуально для старшеклассников. Это связано с главными новообразованиями возраста: открытием своего внутреннего мира, потребности познать себя, появлением способности старшеклассника к самоосмыслению, самоанализу и самоконтролю. Ребенок как субъект деятельности самостоятельно определяет цель и ресурсы, строит проект ее достижения. Стимулируются субъектные качества школьника, его способность к осознанному выбору. Готовность к самоанализу позволяет актуализировать его жизненное самоопределение и саморазвитие. Этот процесс протекает поэтапно.
1. Проявление «я хочу»: осознание потребностей, мотивов и желаний — «я хочу», «мне нужно», «я должен». Они могут быть явными и осознанными, а могут быть скрытыми и вытесненными из сознания. Средствами самоанализа важно проявить как можно больше «хочу» (именно «хочу», а не «не хочу»), провести их систематизацию; выделить группы, уровни, связи, противоречия, соотношения «хочу» — «надо», «хочу» — «должен». Итог самоанализа на этом этапе — определение приоритетных «хочу» и выход на цель как осознанный мотив деятельности.
2. Определение цели: расчленение цели на конкретные задачи. Мотивы, определяющие цель и конкретные задачи, являются побудителями, импульсами началацелеполагания, планирования и развития деятельности; они выстраиваются как «дерево» целеполагания, служат точками и могут осознаваться в разрозненном виде.
3. Планирование, обдумывание, структурирования будущих действий: определение «ступеней восхождения» к цели как этапов ее достижения. Планирование во многом зависит от эмоциональной окрашенности цели и будущего (является ли она для человека привлекательной, сам ли он «активный творец» или выступает в роли «пассивного исполнителя» чужих планов и целей) и определяется ею.
4. Проектирование: связано с поиском способов и средств самореализации для достижения цели и поставленных задач на каждом этапе. Это — соотнесение цели с проектируемым результатом как итогом достижения цели, прояснение результата: на уровне знания (каким я его хочу видеть?), эмоциональном уровне (как я почувствую, что достиг цели и получил результат?), уровне действия, поступка (что я сделаю?). Происходит перенос мотива и цели в действие, «хочу» в «могу» и «делаю». На каждом этапе восхождения к цели определяется, что и как я «могу». Это — проектирование действий через осмысление арсенала средств, личностных ресурсов — способностей и возможностей, черт характера и т.д.
5. Определение экологичности цели, вписывание ее в свой «внутренний мир»: осознание как результат (достижение цели) согласуется с моим представлением о себе, с моей Я-концепцией. Человек как бы задает себе вопрос: «Если я достигну цели, что я могу потерять из того, что мне дорого? Нет ли противоречия между целью (задачами и способами ее достижения) и моей внутренней системой ценностей?». Если нет этого этапа, при осуществлении проекта может возникнуть внутренний конфликт, нарушится мотивация деятельности по достижению цели.
Деятельность и постоянная рефлексия: одновременно присутствует деятельность школьника и его «Я», но «Я» он своим сознанием выносит «над ней». Нужен способ «смотрения»
«Я» — самоанализ. В его процессе активируется способность школьника наблюдать свою деятельность со стороны и соотносить ее с представлениями о себе, своими желаниями, ценностями, опытом.
6. Итоговая рефлексия и самоанализ: «Достиг ли я результата, насколько он меня удовлетворяет? Если не достиг, почему, что мешает?». Итоговая рефлексия стимулирует новое прохождение этапов самоанализа в определении цели и проектировании деятельности в ситуации выбора. На каждом из этапов — новый самоанализ, осмысление и принятие способов самопознания как возможности проектирования образовательной ситуации.
Обеспечить поддержку готовности и способности старшеклассников к самоанализу — значит:
– способствовать расширению их представлений о себе в ситуации, когда необходимответ на вопросы «Кто Я?», «Что хочу?»;
– стимулировать постижение нового знания о себе и мире; предоставить возможность конструировать, порождать собственные знания, дополняя и перестраивая полученные извне представления;
– создать условия для осмысления потребностей и желаний, их систематизации и интеграции, выхода на осознанные цели и задачи;
– осуществлять поддержку в осмыслении школьниками своих ценностных ориентаций как основы личностной целостности;
– создать условия для перевода образовательной ситуации в личностную, в пласт «само-» (самоопределения, саморазвития, самообразования).
И.Ю.Шустова
Литература:
Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарного образования к педагогике свободы. — М., 2002.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. — М.: МИРОС, 2001.
Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредствам самоанализа // Классный руководитель, 2000, № 3. С. 113–117.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
257.20 кб

Традиции развития духовно-нравственной культуры взрослых через самоанализ и самопознание личности в

Браже Тереза Георгиевна
В статье сопоставляются современные и первоначальные исконные латинские смыслы понятия «рефлексия», говорится о способах ее использования при чтении
Читать PDF
380.68 кб

Эколого-валеологическая культура будущего учителя: самоанализ сформированности

Бойчук Юрий Дмитриевич, Зиоменко Светлана Константиновна
Представлено теоретическое обоснование рефлексивно-оценочного компонента эколого-валеологической культуры будущего учителя.
Читать PDF
156.71 кб

Самоанализ отношения к информационным технологиям как фактор формирования готовности к их использова

Сережкина А. Е., Дмитриев М. Е.
Предложена и апробирована методика активизации рефлексивной деятельности преподавателей высшей школы в процессе проектирования анкеты и анализа результатов анкетирования по вопросам отношения к компьютерам, информационным технолог
Читать PDF
268.51 кб

Самоанализ в профессиональной подготовке будущего композитора

Чернявский Владимир Андреевич
В статье осмысливается процесс подготовки будущего композитора к самоанализу в профессионально-творческой деятельности
Читать PDF
274.26 кб

Содержание недельной двигательной активности школьников и ее самоанализ

Каинов Андрей Николаевич, Каинов Кирилл Андреевич
В статье рассматриваются вопросы недельной двигательной активности у учащихся 5 и 6 классов в процессе внеурочных форм занятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий.
Читать PDF
666.23 кб

Самоанализ занятия по иностранному языку как способ профессионализации: из опыта использования метод

Семенюк Ольга Владимировна
Практико-исследовательский проект (ПИП) относится к значимым инструментам самоанализа деятельности преподавателя иностранного языка.
Читать PDF
83.74 кб

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ СО СВОИМИ СТУДЕНТАМИ

Москаленко Ольга Валентиновна
Статья посвящена некоторым аспектам сравнительного самоанализа преподавателей высшей школы со своими студентами.
Читать PDF
276.70 кб

Педагогічні умови формування готовності майбутнього вчителя до педагогічного самоаналізу

О. М. Городиська
Обґрунтовано педагогічні умови формування готовності майбутнього вчителя до педагогічного самоаналізу: розвиток у студентів позитивного ставлення до аналітичної діяльності на рівні рефлексії; формування системи дидактико-технологі
Читать PDF
397.42 кб

Стратегия формирования основ самоанализа в контексте междисциплинарного взаимодействия при обучении

Комаров Б. А., Овчинников В. П.
Читать PDF
304.43 кб

Формирование навыков профессионального самоанализа у студента

Бережнова Людмила Николаевна
В статье анализируются педагогические возможности формирования навыков профессионального самоанализа у студента в период обучения в вузе. С этой целью разработана структура содержания понятия профессионального самоанализа.
Читать PDF
264.45 кб

Формирование навыков психологического самоанализа педагогической деятельности у студентов-практикант

Ткачева Мария Сергеевна
Представлен анализ проблемы формирования навыков психологического самоанализа педагогической деятельности у студентов-практикантов; предложена новая система заданий по психологии во время педагогической практики, отражающая особен
Читать PDF
76.63 кб

Использование самоанализа педагогической деятельности для профессионального развития преподавателя в

Борисова Ольга Александровна
В статье изложен пример проведения самоанализа педагогической деятельности преподавателя высшей школы на примере изучения дисциплины «Экономическая теория» у студентов, обучающихся по специальности «Фармация».

Похожие термины:

  • Логический анализ и самоанализ

    начальная фаза взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя обеспечивает последующее развитие связь-процесса. На этой фазе начинается познание о
  • Самооценка и самоанализ деятельности учреждения

    специально организованная «внутренняя» экспертиза по самоопределению уровня этой деятельности, ее результативности и понимания зоны ближайшего развития; способность коллектива образовательно
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОАНАЛИЗ

    изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальн
  • САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью ее улучшения.