САЛАЗКИН Сергей Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САЛАЗКИН Сергей Сергеевич (1862-1932)
биохимик, педагог, политический и общественный деятель. С 1898 профессор Петербургского женского медицинского института; с 1905 директор там же. В 1911 за сочувствие студенческому движению отстранен от всех должностей и выслан из столицы. В сентябре 1917 был назначен министром народного просвещения Временного правительства. Придерживался осн. принципов образовательной программы кадетов, предусматривающей децентрализацию школьного дела, введение бесплатного начального и среднего образования, автономию высших учебных заведений и др. Участвовал в деятельности Комиссии по реформе высших учебных заведений при МНП. Выступал по вопросам реформы медицинского образования, в т.ч. против передачи медицинских курсов в руки частных предпринимателей. В 1918-25 в Крыму: ректор Крымского университета; один из организаторов образования в крае. С 1925 профессор Ленинградского медицинского института. В 1927-31 директор Всесоюзного института экспериментальной медицины.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

САЛАЗКИН Сергей Сергеевич
26.2(11.3).1862, с. Дощатое Владимирской губ., - 4.8.1932, Ленинград], биохимик, педагог, полит. и обществ, деятель. Учился на физ.-матем. ф-те Петерб. унта и на мед. ф-те Ун-та Св. Владимира в Киеве (1880—91). С 1898 проф. кафедры физиол. химии в Петерб. жен. мед. ин-те, с 1905 директор там же. В 1911 по представлению министра нар. просвещения за сочувствие студенч. движению отстранен от всех должностей в ин-те и выслан из столицы. До 1917 жил в провинции, работал в разл. обществ, орг-циях.
После Февр. революции был близок к партии кадетов. В сент. назначен министром нар. просвещения Временного пр-ва (его заместителями были В. И. Вернадский и гр. С. В. Панина). Продолжая работу своих предшественников А. А. Мануйлова и С. Ф. Ольденбурга, придерживался осн. принципов образоват. программы кадетов, предусматривавшей децентрализацию шк. дела, введение бесплатного нач. и ср. образования, автономию высш. уч. заведений и др. В период деятельности С. школа была отделена от церкви, что встретило негативное отношение со стороны Всерос. церк. собора. Направленный А. Ф. Керенскому соответствующий протест был отклонен; церкви предоставлялась возможность организовывать собств. уч. заведения.
С. представил на рассмотрение пр-ва след, проекты: об изъятии из ведения попечителей уч. округов ун-тов и др. вузов; об учреждении кафедр рабочего и пром. права на юрид. ф-тах Петрогр. и Моск. ун-тов; о распространении на техн. вузы узаконений, издаваемых для ун-тов; о субсидии университетским курсам в Симферополе (ставшим впоследствии Крымским ун-том). и др. Участвовал в деятельности Комиссии по реформе высш. уч. заведений при МНП, утвердившей штаты и положения ряда ин-тов, в т. ч. Жен. пед. ин-та в Петрограде, Пед. ин-та им. П. Г. Шелапутина и др. Выступал по вопросам реформы мед. образования, в т. ч. против передачи мед. курсов в руки частных предпринимателей, полагая, что для поддержания уровня обучения они должны быть государственными или общественными.
В ночь на 26 окт. 1917 вместе с неск. министрами Временного пр-ва арестован. Вскоре был освобожден благодаря хлопотам Ольденбурга. В 1918—25 в Крыму ректор Крымского ун-та; один из организаторов образования в крае. С 1925 проф. Ленингр. мед. ин-та (ныне 1-й мед. ин-т). В 1926 избран зав. биохимич. отделом Всес. Ин-та экспериментальной медицины, крупного центра мед. науки в СССР. (в 1927—31 директор).
M. E. Голостенов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия