РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1) совокупность социальноэкономических отношений в сфере обмена, складывающихся между производителями и потребителями О. у.; 2) совокупность формальных (законы, нормативные акты, легализованные деловые контракты) и неформальных (традиции, обычаи, морально-этические нормы и правила, психологические стереотипы, «джентльменские» соглашения) институциональных ограничений осуществления трансакций (сделок), связанных с производством и потреблением О. у.; 3) место осуществления трансакций, связанных с реализацией О. у. Специфика Р. о. у. состоит в сочетании в его характеристиках родовых категорий и феноменов «рынка вообще» (спрос и предложение; составляющие и факторы рыночной ситуации; тип рыночной конкуренции и т. п.) с уникальными, свойственными лишь ему категориями и феноменами, прежде всего, инфраструктурными и институциональными (Тимошенков И. В. Система образования в зеркале экономической науки: монография / Нар. укр. акад. – Х.: Изд-во НУА, 2005. – 296 с.). И. В. Тимошенков
Источник: Глоссарий современного образования.
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу купли-продажи образовательных услуг. Самой главной чертой образовательного рынка является то, что спрос на данном рынке предъявляется не только учащимися и их родителями, но и работодателями, вузами, которые в дальнейшем будут пользоваться этими же услугами, но уже через нанятого работника, студента. Следующей отличительной чертой является высокая социальная значимость данного рынка, что предусматривает вмешательство государства на этот рынок чаще, чем на другие. Также на рынке образовательных услуг высока асимметричность информации, то есть на эти услуги спрос формируется как со стороны государства, так и со стороны потребителей услуг. С точки зрения «внешних эффектов», при потреблении образовательных услуг имеют место как эффекты для отдельной личности в виде увеличения «человеческого капитала» и вследствие этого рост ее доходов, так и выгоды обществу в целом в виде снижения преступности, повышения уровня квалификации, культуры и политической активности всего населения. Стимулирование процессов формирования рынка образовательных услуг будет способствовать более эффективному распределению ресурсов и повышению качества конечного результата в сфере образования.(Анисовец Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум) / Т. А. Анисовец ; С.-Петерб. филиал Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. экономики». – СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – С.77; Некоммерческий характер образования и рынок образовательных услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socialculture.ru/index.php?request=full&id=1321). Е. В. Астахова (мл.), Э. И. Цыбульская
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
специфическая разновидность рынка в условиях смешанной экономики, основанной на разнообразии форм собственности и соответственно источников финансирования сферы науки, культуры и образования. Рынок образовательных услуг возникает и функционирует наряду и во взаимодействии с рынком рабочей силы, который в значительной мере определяет структуру спроса на образовательные услуги, в первую очередь вследствие индивидуализации требований к уровню и качеству образования рабочей силы со стороны многочисленных равноправных работодателей. К числу факторов, оказывающих существенное влияние на условия функционирования рынка образовательных услуг, относятся также: диверсификация (большее разнообразие) образовательных учреждений и образовательных программ; демократизация системы образования и расширение доступа молодежи ко всем уровням платного образования; законодательная и финансовая поддержка граждан, желающих получить образование, со стороны общества, основными формами которой являются: оплата за счет общественных фондов потребления затрат на образование в объеме государственных стандартов, стипендий, гранты, образовательные кредиты, тарифные и налоговые льготы и др. Рынок образовательных услуг сегментирован на рынок общеобразовательных услуг и рынок профессиональных образовательных услуг. Общеобразовательные услуги в своей основе имеют образовательный стандарт, обеспечивающий социализацию личности и уровень ее функциональной и культурологической грамотности, который общество считает необходимым гарантировать каждому своему гражданину. Рынок профессиональных образовательных услуг призван в первую очередь обеспечить высокую конкурентоспособность, а следовательно, высокий уровень профессиональных качеств получателей этих услуг. Оба рынка образовательных услуг весьма диверсифицированы, что объясняется как индивидуализацией запросов получателей услуг, так и требованиями рынка рабочей силы.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005