РЫБНИКОВ Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЫБНИКОВ Николай Александрович (1880-1961)
психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1947). С 1912 работал в Институте психологии при Московском университете (ныне Психологический институт РАО), сотрудничал в научных учреждениях Москвы. Научные исследования Р. посвящены проблемам возрастной и детской психологии. Для педагогической психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счета. Занимался также исследованием проблем истории психологии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЫБНИКОВ Николай Александрович
16(28). 10.1880, с. Верхний Якимец, ныне в Рязанской обл., — 31.3.1961, Москва], психолог, ч.-к. АПН РСФСР. (1947), д-р пед. наук (по психологии). (1943), проф. (1945). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1910). С 1912 работал в Психол. ин-те при Моск. ун-те (ныне Психол. ин-т РАО), сотрудничал в науч. учреждениях Москвы (АКБ им. Н. К. Крупской, Ин-т дет. дефективности, Ин-т методов шк. работы и др.). Науч. исследования Р. посвящены проблемам возрастной и пед. психологии. В его трудах дана характеристика возрастных особенностей ребенка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования интересов и идеалов. Под руководством Р. проведена науч. работа по составлению словаря рус. ребенка; с этой целью по его инициативе была создана спец. комиссия. Р. собрал науч. коллекцию дневников дет. развития, составленных родителями. Эти дневники он рассматривал как ценный материал, дополняющий результаты эксперим. изучения ребенка. Предметом исследования Р. являлись также вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте, выбора профессии.
Для пед. психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счета. Р. вел также эксперим. исследование мне-мич. процессов. Много внимания уделял методам психол. исследования, в частности разрабатывал биографич. метод, имеющий важное значение для исследования личности. В последний период науч. деятельности занимался преим. разработкой проблем истории психологии, организовал в ин-те кабинет истории психологии, положил начало систематизации библиография, работы в области психологии.
Соч.: Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916; Биографии и их изучение, М., 1920; Введение в изучение ребенка, М., 1921; Детство и юность, М., 1922; Психология и выбор профессии, М., 1925; Язык ребенка, М. -Л., 1926; Словарь русского ребенка, М.-Л., 1926; Интересы совр. школьника, М. — Л., 1926; Детские рисунки и их изучение, М. — Л., 1926; Навыки чтения, письма и счета у совр. школьника, М., 1929; Память, ее психология и педагогика, М. -Л., 1930; Крестьянский ребенок, М., 1930; Об ошибках чтения и приемах борьбы с ними, М., 1939; К истории психол. библиографии. ВП, 1956, №1.
Лит.: Гоноболин Ф. Н., 75-летие проф. Н. А. Рыбникова, ВП, 1956, № 1; К 80-летию со дня рождения Н. А. Рыбникова, ВП, 1960. № 6; Н. А. Рыбников. [Некролог], ВП, 1961. № 3. А. А. Никольская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия