РУЧЕЁК

Найдено 1 определение
"РУЧЕЁК"
подвижная детско-подростковая игра. Из дневника девятиклассницы в Котласе в 1941 г.: «1941 г. 2 января. …Школьный вечер… Танцевали… А потом пошли в класс для выступлений… Потом опять к ёлке. Так набегались в “ручеёк”, что и сейчас ноги чувствуют!» (Вещезерова, 1999, 15). Из воспоминаний о школе 1950-х гг.: «Девочки играли в “салочки”, водили хороводы и “ручейки”, менялись тряпочками, фантиками и цветными стёклышками» (Плавинская, 2006).
О конце 1960-х – начале 1970-х гг.: «В “ручейке” дети парами становятся в затылок друг другу, сцепляют руки и поднимают их, получается арка. Слегка пригибаясь, под ней проходит один человек и выбирает кого-нибудь из стоящих себе в пару, беря его за поднятую руку. Они доходят до конца “ручейка” и становятся сзади. Тот, кто остался без пары, идёт в начало ручейка и сам уже выбирает себе кого-нибудь в пару. В младших классах играли на переменах, чтобы меньше было беготни» (Томилова, 2006).
О деревне в 1960-е – 1970-е гг.: «На… берегу Ветлянки до самого темна резались в ножичек друзьяприятели… Темнело быстрее, чем наступал угомон. Тогда звали девчонок или сами бежали к ним и затевали игру в ручеек. А так эти случайные рукопожатия, выбор пары, когда так хочется схватить за руку ту, которую только что увели от тебя…» (Пшеничников, 1988, 48).
О 1970-х гг.: «Вдобавок в самом конце “Огонька”, когда весь класс играл в “ручеек”, Игорёк умудрился уронить на пол микрофон» (Ампелонов, 1980, 161).
О середине 1970-х гг.: «“Ручеек” – по сути, играпризнание в симпатии. Особенно остро было играть с мальчиками…» (Жавелева, 2006). Об учениках 3 класса в г. Мариуполе в 1991 г.: “В школе на перемене играли в игру “Ручеёк”, подключая и мальчишек. Все вставали парами, а один был лишним. Лишний проходил через коридор и выбирал себе пару. Все мальчики в классе были “поделены” между нами, и если мальчик выбирал “нужную” девчонку, то их пару уже не разрушали, давая возможность побыть им вместе» (574).
О с. Глядянском в 1992–1994 гг.: «В начальных классах на переменах, мне было тогда 7–10 лет, мы играли либо на улице, если было тепло, либо в рекреациях. В основном, это были такие игры: на улице – “классики”, в помещении – “догоны”… Также ещё играли в “ручеек” – становились по парам, в основном, мальчик – девочка, один человек оставался без пары. Он должен был пройти между пар, которые держали руки вверху, выбрать себе пару и встать в конец колонны, а тот, кто остаётся без пары, идёт в начало, и всё начинается заново» (106).
О девочке 9–11 лет в с. Ольховке Шадринского р-на в середине 1990-х гг.: «Ещё одна игра – “Ручеёк”, где участники становятся парами, держась за руки и подняв их вверх, образуя коридор. Идущий по нему выбирает себе одного из пары и с ним уходит в конец. Оставшийся без пары проходит сначала и также выбирает себе пару. Тем ребятам, которым нравились определенные девочки – выбирали всегда только их, бывало так, что одни никому не нравились и стояли подолгу» (009).
О середине 1990-х гг.: «В эту игру мы играли в классе 3 на перемене в школе в 1996 году с учителем. В эту игру играл весь класс. Играющие разбиваются на пары мальчик с девочкой. Один человек был без пары. Те, которые разбились на пары, должны встать вереницей. Пары должны соединить свои руки вверху. Тот человек, который остался один, проходит между парами, а они стоят друг за другом с поднятыми соединенными руками, и выбирает себе пару противоположного пола, и они встают последними. Тот, у которого забрали пару, также выбирают себе пару, проходя между парами, и встают последними и так далее» (015).
О Каргаполье в 1997 г.: «Когда я училась в 7 классе Каргапольской средней школы № 4, на переменах мы часто играли в игру, которая называлась “Ручеек”. Нам её как-то предложила наша классная учительница, а потом мы играли в неё самостоятельно. Игра очень проста. Сначала все играющие разбивались на пары. Затем становились в две колонны друг за другом. Брались за руки, поднимали их вверх, чтобы получился живой коридор. По этому коридору проходил водящий, тот, кому не досталось пары. Он выбирал себе пару, брал за руку и уводил в конец коридора. А человек, который остался без пары, становился водящим и шел в начало коридора. Он проходил по коридору, выбирал себе пару. Следует сказать, что обычно выбирали себе в пару того, кто был тебе более симпатичен. Интереснее было играть в эту игру под музыку, когда можно потанцевать и попеть» (013).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.