РУБЦОВ Виталий Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

РУБЦОВ Виталий Владимирович
р. 20.10.1948, Москва), психолог, дер психол. наук (1988), проф. (1991), д. ч. РАО (1992). После окончания МИФИ (1972). работает в НИИ ОПП (ныне Психол. ин-т РАО), с 1992 директор. Пред, редакц. совета журн. «Вопросы психологии» (1993); чл. редакц. совета (с 1922). междунар. периодич. изданий «European Journal of Psychology of Education» («Европейский журнал психологии образования», Швейцария). и «Early Development and Parenting» («Раннее развитие и семейное воспитание», Нидерланды).
Специалист в области психологии обучения. Научные иссл. посвящены психол. проблемам развития мышления школьников, разработке логико-психол. основ содержания развивающего образования.
Соч.: Креативная функция сознания, М., 1988 (соавт.); Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, М., 1987. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РУБЦОВ Виталий Владимирович
родился 20 октября 1948 г. в Москве. Окончил Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-физический институт (1972), доктор психологических наук (1988), профессор (1990), действительный член Российской академии образования (1991). Научный сотрудник (1972) и заведующий лабораторией (1981) Института общей и педагогической психологии АПН СССР, директор Психологического института РАО (1992), председатель Центрального регионального отделения РАО (1995), ректор Московского городского психолого-педагогического института (1997).
Рубцов В.В. – представитель культурно-исторической школы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, ученик профессора В.В. Давыдова. Широко известен как в нашей стране, так и за рубежом как специалист в области педагогической психологии и психологии развития. Разработал научные основы социально-генетической психологии, ключевым понятием которой является центральное для культурно-исторической школы понятие о социальной ситуации развития. Содержание этого понятия раскрыто в работах Рубцова В.В. на основе теоретического анализа и развернутого экспериментального исследования строения и механизмов выполнения совместного коллективно распределенного (совокупного) действия, определяющего генез продуктивных познавательных процессов.
В рамках социально-генетической психологии определено соотношение социальных взаимодействий и обучения, раскрыта роль совместных действий в развитии научных понятий у ребенка, рассматриваются психологические особенности организации и развития совместных действий у детей в процессе решения учебных и игровых задач. В частности, доказано, что организация совместных действий, определяющая генез учебно-познавательного продуктивного действия, предполагает связь различных моделей преобразования объекта (схем действия) и дифференциацию этих моделей относительно совокупного продукта, получаемого в деятельности. Такая организация первоначально возникает в условиях включения различных схем действий с объектом в процесс выполнения общей работы и построения модели действия другого участника деятельности.Опираясь на результаты изучения организации и развития совместных действий у детей, Рубцов В.В. разработал социально-генетический метод, главной особенностью которого является включение совместных действий в предметные ситуации. При таком включении продуктивный поиск участниками принципа систематизации предметов и выделение существенного свойства осуществляются за счет совместного моделирования деятельности, когда искомое содержательное свойство опосредствуется строящимся совместным действием, а индивидуальное действие становится осмысленным и рефлексивным. При этом совместность составляет неотъемлемую часть опосредствования объекта действием и включена в процессы трансформации ранее сложившихся у человека схем работы с объектом.
На основе полученных данных в системе социально-генетической психологии выделены две основные формы организации совместных действий и, соответственно, два пути обучения и развития ребенка. В одном случае обучение осуществляется без изменения формы взаимодействия детей между собой и со взрослым. Развитие происходит за счет конкретизации и дальнейшего углубления ранее сформированных у детей средств и способов мышления. В другом – в основе обучения лежит овладение детьми новой системой отношений со взрослыми и между собой. В отличие от предыдущего развитие определяется овладением самой формой организации действия и идет по следующим направлениям:
овладение способом взаимодействия со взрослыми и другими детьми (что находит свое выражение в появлении форм делового сотрудничества и содержательного общения между собой);
формирование совместных целей деятельности (что проявляется в реализации и творческом преобразовании детьми задаваемых взрослым образцов поведения и действия);
овладение знаковыми средствами построения и управления своими действиями (что находит свое выражение в умении детей отвлечься от несущественных для данной задачи свойств объекта и выделить существенные, определить структуру и способы координации индивидуальных операций);
развитие взаимопонимания и коммуникации (что проявляется в преодолении эгоцентризма собственного действия и формирования навыков и умений коллективной работы).
Система понятий и методы социально-генетической психологии имеют важное значение для определения социально-психологических и социально-культурных параметров новых образовательных инициатив, прежде всего, при проектировании новых концепций и программ развития образования. Как показано в работах Рубцова В.В. и его сотрудников, организация подобной работы невозможна без многопрофильного коллективно-распределенного обеспечения и концентрации интеллектуальных усилий специалистов разной профессиональной ориентации. Новые концепции-программы – это новые по способам объединения общности профессионалов – педагогов, психологов, социологов. За счет развития этих общностей происходит реальное утверждение коммуникативно-деятельностной позиции образования в социуме. При этом, когда решается вопрос о развитии тех или иных структур, ситуаций, процессов, меняется ориентация самой науки, возникает особая по своим функциям практико-ориентированная наука, которая имеет своим предметом как развитие самих общностей, так и развитие содержания решаемых или практических задач. Основы такой науки внутренне детерминированы понятиями и закономерностями социально-генетической психологии. В этом направлении при участии и научном руководстве Рубцова В.В. разработан и реализован ряд научных концепций и программ, наиболее важными из которых являются: концепция использования коммуникативных технологий обучения на основе современных информационных систем (1988), концепция культурно-исторического типа школы (1994), концепция Московской региональной программы «Столичное образование» (1994–1997) и др.
Соч.: Основы социально-генетической психологии. – М., 1996; Социальное взаимодействие и обучение. Evropian Enciclopedia of Education. – Pergamon Press, 1994; Организация процессов обучения в учебных кабинетах с использованием микро-ЭВМ (научная концепция) // Вопросы психологии. 1988. № 3; Культурно-исторический типшколы (научная концепция) // Вопросы психологии. 1994. № 5; Концепция Московской региональной программы «Столичное образование».

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.