РОЗОВ Виктор Сергеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РОЗОВ Виктор Сергеевич (р. 1913)
драматург, прозаик. Остроконфликтные пьесы, преимущественно о молодежи: "В добрый час!" (1954), "В поисках радости" (1957) и др. В пьесе "Вечно живые" (1943) и ее киноверсии "Летят журавли" (1957) - тема гражданского долга, человеческой верности, высоких традиций русской интеллигенции. Гос. премия СССР (1967). .21,6(2)317.8-Розов

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РОЗОВ Виктор Сергеевич
р. 8(21).8.1913, Ярославль], драматург, прозаик, обществ, деятель. Получил актерское образование в уч-ще при Моск. театре революции (1934—38). и был принят в его труппу. В 1941 добровольцем ушел на фронт. После тяжелого ранения (1942). вернулся к практике театра как драматург. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1962); впоследствии преподавал там же (проф. с 1979).
Первая ориг. пьеса Р. — «Вечно живые» написана в 1943. Сценич. история драматургии Р. открылась спектаклями моек. Центр, дет. театра: «Ее друзья» (1949; здесь и далее год первой постановки), «Страница жизни» (1953), «В добрый час!» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960). Гл. действующие лица этих пьес («розовские мальчики»). с их бескомпромиссностью и юношеским идеализмом стали героями времени в период «оттепели» (сер. 50-х гг.), когда открылась перспектива демокр. обновления жизни. Первые пьесы выявили ориентацию творчества Р. на проверенные веками нравств. ценности, к-рые воспитываются и укрепляются в юности. Для Р. молодость — это и неповторимая пора жизни, и критерий того, «состоялся» ли человек как личность, верен ли он своим идеалам и, т. о., самому себе. В последующих пьесах герои Р., взрослея, мужая, порой изменяясь, отходя на второй план, остаются в центре худож. интересов автора. Пьесы 60—80-х гг. «Перед ужином» (1962), «В дороге» (1963), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1970), «Кабанчик» («У моря», 1986). отличались более суровыми тонами, обостренно-критичным взглядом на явления, наносящие ущерб формирующейся личности. Умение видеть мир глазами молодого героя, соотносить с ним мир реальный, а также нравств. потенциал, наследуемый от рус. классич. лит-ры, придают драматургии Р. единство. Чуткость к изменениям времени, воплощающаяся в сценич. колорите, сообщает драматургии динамику перемен. Мн. пьесы Р. становились не только театральным, но и обществ, событием.
Автор сценич. композиции по произведениям рус. прозы: «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову (сер. 30-х гг., пост, в 1966; Гос. пр. СССР, 1967), «Мальчики» («Брат Алеша»). по Ф. М. Достоевскому (1973). В сценич. редакции Р. на рос. сцене шли мн. произведения драматургов Украины, Эстонии, Армении. Пьесы Р. ставили ведущие театры Москвы: «Современник» (открылся в 1956 пост. «Вечно живые»), Малый театр, С.-Петерб. Большой драматический и др., а также большинство ТЮЗов страны. При авторском участии созданы телеспектакли и киноверсии пьес, наиб. известны «Летят журавли» (1957; по «Вечно живым»), «Шумный день» (1961; по «В поисках радости»). и др. Значит. резонанс получили мн. публицистич. выступления Р. по актуальным проблемам жизни страны.
Соч.: Мои шестидесятые.. Пьесы и статьи, Ми969; В добрый час. Пьесы, М., 1973; Избранное, М., 1983; Путешествие в разные стороны. Автобиогр. проза, М., 1987.
Лит.: Анастасьев А., В. Розов. Очерк творчества, М., 1966; Соловьева И. Н., Герои и темы В. Розова, «Новый мир», 1960, №8; Крымова Н., Несуетный человек, «Театр, жизнь», 1988, № 16. Т. К. Шах-Азизова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия