РОЖКОВ Михаил Иосифович

Найдено 1 определение
РОЖКОВ Михаил Иосифович
родился 2 сентября 1946 г. в г. Курске. В 1969 г. окончил физико-математический факультет Курского государственного педагогическогоинститута, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола (1982). В становлении Рожкова М.И. как ученого большую роль сыграл известный социальный психолог Л.И. Уманский.
Рожков М.И. работал преподавателем Курского кооперативного техникума (1966–1970), старшим пионерским вожатым во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» (1970– 1972), заместителем директора по учебно-воспитательной работе профтехучилища № 1 г. Курска (1972–1977).
Кандидат педагогических наук (1980), доктор педагогических наук (1990).
С 1980 по 1993 г. Рожков М.И. работает в НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР ( с 1990 г. – Институт среднего специального образования РАО) научным сотрудником, старшим научным сотрудником, главным научным сотрудником, заведующим лабораторией социальной педагогики.
С 1993 г. по настоящее время работает заведующим кафедрой педагогики в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского; с 1996 г. – директором Института педагогики и психологии ЯГПУ, в котором исследуются проблемы педагогического образования, базового профессионального образования, организации воспитательной работы в разных типах учебных заведений.
Под руководством Рожкова М.И. разработаны концепции региональных подходов к организации воспитательной работы, педагогического образования и классного руководства.
Он является председателем диссертационного совета по защите докторских диссертаций при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского по специальностям 13.00.01 – общая педагогика и 13.00. 08. – теория и методика профессионального образования.
Рожков М.И. подготовил 30 кандидатов педагогических наук. Среди них такие известные ученые, как Т.М. Трегубова, А.Л. Уманский, А.В. Волохов, Е.Д. Волохова, А.Н. Хузиахметов, И.И. Фришман и др.
Под его руководством сложилась научная школа, разрабатывающая проблемы формирования социальной активности учащихся. В основе научных исследований, проводимых Рожковым М.И. и его учениками, лежит идея социального закаливания, которая предполагает включение учащихся в ситуации, требующие волевого усилия, в процессе которого формируется у них готовность к преодолению неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Эта идея нашла свое воплощение в работах, связанных с развитием ученического самоуправления в коллективах профтехучилищ, где впервые задача педагога определяется как формирование мотива группового действия.
Результаты исследований представлены в 140 публикациях, в том числе в 20 книгах.
Соч.: Развитие самоуправления в ученических коллективах. – Казань, 1987; Подготовка учащихся к управленческой деятельности. – М., 1988; Детские организации: возможности выбора. – М., 1996. – (В соавт.); Социальное становление учащихся. – Ярославль, 1996; Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998. – (В соавт.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.