РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич (1868-1934)
педагог, историк образования, член-корреспондент Российской АН (1920). Член Археографической комиссии (1922), ряда русских исторических обществ. Преподавал в вузах и средних учебных заведениях С.-Петербурга; с 1896 на женских педагогических курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Женского педагогического института). Репрессирован по "академическому делу" в 1929 и сослан в Томск. Р. принадлежал к научной школе С.Ф. Платонова. Первоначально занимался политической и социально-экономической историей России 16-17 вв. Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, - "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902" (1902), в котором впервые было вовлечено в научный оборот значительное число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематическое изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер русской начальной, средней и высшей школы в русле некоторой единой образовательной политики. В 1912 опубликован 1-й том "Очерков по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв.". В книге рассматривалась эволюция учебных заведений от профессиональных (Петровской эпохи) к общеобразовательным, формирование идеи и различные проекты создания системы народного просвещения. Во 2-м томе "Очерков" (не окончены) Р. предполагал представить историю народного просвещения как часть социальной политики в целом.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич
25.8(6.9). 1868, Петербург, — 17.6.1934], педагог, историк образования, ч.-к. Рос. АН (1920). Чл. Археографич. комиссии (1922), ряда рус. ист. об-в. По окончании ист.-филол. ф-та Петерб. унта (1891). приват-доцент (1897), проф. (1913). там же. После реорганизации унта в 1919 читал лекции на ф-те языкознания и материальной культуры. Преподавал рус. историю в ср. уч. заведениях: 1-м Кадетском корпусе, Екатерининском и Николаевском ин-тах, Александровском лицее (с 1912 ординарный проф. и инспектор классов). С 1896 преподавал на жен. пед. курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Жен. пед. ин-та). После 1917 нек-рое время был ректором 1-го Пед. ин-та. В 1920 пом. директора б-ки АН. Репрессирован по «академич. делу» в 1929 и сослан в Томск.
Р. принадлежал к науч. школе С. Ф. Платонова, для к-рой характерно стремление положить в основу исследований детальную разработку ист. источников. Первоначально занимался полит. и социально-экон. историей России 16- 17 вв. Один из инициаторов издания журн. «Русский ист. журнал» и «Дела и дни». Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, — «Ист. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения. 1802—1902» (1902), в к-ром впервые было вовлечено в науч. оборот значит. число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематич. изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер рос. нач., ср. и высш. школы в русле нек-рой единой образоват. политики. Текст разбит на главы, посвященные деятельности министров нар. просвещения и вопросам центр, и местного управления образованием в рассматриваемый период, отд. типам уч. заведений и др.
Вероятно, за создание «Ист. обзора» в 1903 Р. был назначен чл. Ученого к-та МНП (уволен в 1913). В 1904—05 чиновник особых поручений при министре просвещения. Выступал в «Журнале Мин-ва нар. просвещения» с рецензиями на науч.-популярные, уч. и дет. книги, посвященные вопросам рус. истории.
В 1912 опубликовал 1-й том «Очерков по истории систем нар. просвещения в России в XVIII—XIX вв.», защищенный предварительно в качестве докторской диссертации (Большая Уваровская пр., 1913). В книге рассматривались эволюция уч. заведений от профессиональных (петровской эпохи). к общеобразовательным, формирование идеи и разл. проекты создания системы нар. просвещения. Особо освещена деятельность имп. Екатерины II в этой области. Во 2-м томе «Очерков» (не окончены). Р. предполагал представить историю нар. просвещения как часть социальной политики в целом. Этой теме посвящены отд. публикации Р. в 1907—20-х гг.
Важное место в деятельности Р. занимала публикация источников по истории нар. образования. В 1906—07 издал проект организации лицея для подготовки чиновников высш. администрации — «Первоначальное начертание особенного Лицея» M. M. Сперанского. В 1910 в сотрудничестве с В. Г. Соломиным и П. П. Тодорским выпустил «Материалы для истории уч. реформ в России в XVIII— XIX вв.». С 1915 в составе Комиссии по науч. описанию Архива МНП, изданному при участии Р. (т. 1—2, 1917—21). Под ред. Р. вышел 1-й том (за период 1819- 35). материалов по истории Петерб. унта: «Санкт-Петербургский ун-т в первое столетие его деятельности» (1919).
К. Я. Боленко.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
406.39 кб

Сергей Васильевич Рождественский. К 140-летию со дня рождения

Груздева Елена Николаевна