РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

Найдено 1 определение
РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД
(РГНФ) – эффективная форма государственной поддержки социогуманитарных наук.
90-е гг. – время глубокого кризиса российской науки. Этот кризис можно назвать тотальным, поскольку он привел к расстройству социально значимых функций науки, деградации ее институциональных форм, разрушению механизма финансирования, нарушению воспроизводства научного сообщества, полному распаду научного приборостроения и системы технического оснащения научных исследований, утрате учеными мотивации и т.д. В 1992–1993 гг. в среде ученых преобладали настроения индивидуального спасения. Многие пытались выехать за границу, заняться бизнесом, но в эти же годы предпринимались и попытки сохранить науку как сферу деятельности.
Создание РГНФ – успешная попытка самоорганизации гуманитарного научного сообщества России, поддержанная и на государственном уровне, и на уровне руководства многих научных организаций.
Главными составляющими Фонда, как системы, являются 3 подсистемы: законодатель – высший орган Фонда (Совет Фонда), экспертная система (экспертные советы с входящими в их состав секциями и группы экспертов первого уровня, осуществляющие первичную экспертизу проектов и отчетов), распорядительная и исполнительная структура (дирекция и аппарат Фонда, состоящий из отделов).
Фонд является государственной самоуправляемой организацией. Это значит, что он находится под довольно жестким контролем государства, что выражается в утверждении Устава Фонда Правительством России, в назначении правительственными решениями председателя Совета Фонда и генерального директора, в утверждении Правительством состава Совета Фонда, в ежегодном отчете генерального директора о деятельности Фонда в Правительстве Российской Федерации.
Но существенны и права Фонда как самоуправляемой организации. Они состоят прежде всего в праве Совета Фонда самостоятельно определять научную политику Фонда и приоритеты финансирования, объявлять виды конкурсов, определять области знания, допускаемые к конкурсу, утверждать структуру, состав и порядок деятельности экспертной системы, утверждать рекомендованные экспертными советами научные проекты, контролировать деятельность дирекции (ежегодный отчет генеральногодиректора о деятельности Фонда на Совете Фонда) и экспертных советов, в т.ч. осуществлять ротацию их составов.
По Уставу Фонда члены Совета Фонда не имеют права непосредственно участвовать в экспертизе проектов. Их функции в экспертизе состоят в утверждении структуры экспертной системы и правил ее работы, в утверждении состава экспертов, в контроле за их деятельностью и в утверждении результатов экспертизы. Сама экспертиза проектов проводится членами экспертных советов и экспертами первого уровня, осуществляющими первичную экспертизу.
В РГНФ существует 6 экспертных советов, в составе которых – 24 секции по отраслям знания (в 1998 г. их число сократилось до 18). Сформирован и работает экспертный совет по информационным системам и научным телекоммуникациям, а также экспертный совет по комплексному изучению человека, психологии и педагогике. В связи с созданием последнего совета психология и педагогика были выведены из экспертного совета, в который они входили прежде.
Третьей составляющей Фонда, как системы, является его распорядительная и исполнительная система – аппарат Фонда. Аппарат Фонда, при штатной чиленности 30 человек, укомплектован высококвалифицированными работниками.
Деятельность РГНФ, способствовала сохранению научных организаций и научных коллективов – поскольку гранты фонда «удержали» многих ученых на их рабочих местах в самый критический момент, когда очень многие научные работники, потеряв всякие надежды, готовы были покидать науку или страну.
В 90-е гг. практически полностью сохранен социогуманитарный сегмент научного производства, и в этом велика заслуга РГНФ. Научное производство, как реальный процесс получения новых знаний, не только не свернуто, но даже расширено: возросло число научных журналов, увеличилось научное книгоиздание. Правда, социокультурный эффект резко снизился из-за уменьшения тиражей научных книг и журналов, но деятельность ученых и научных коллективов по получению новых знаний не прекращена. И происходит это во многом благодаря адресной поддержке живых очагов научного творчества со стороны Фонда. Другой способ передачи науке скудных средств мог бы и не привести к столь положительным результатам, поскольку эти средства не были бы сконцентрированы и направлены на конкретную научную работу в сохранившие жизнеспособность научные группы.
Объем поддержки гуманитарной науки со стороны Фонда достаточно велик. В 1994–1998 гг. в Фонде проэкспертировано порядка 14800 научных проектов, свыше 6100 из них были отобраны в ходе конкурсов и профинансированы. В их выполнении участвовало более 20 тыс. российских ученых из 540 организаций.
В 1995–1997 гг. Фонд профинансировал 2646 исследовательских проектов, издание 1022 научных книг, проведение 127 экспедиций и 517 научных конференций, а также 172 поездки российских ученых на зарубежные научные форумы. Профинансировано также 148 проектов создания информационных систем и развития научных телекоммуникаций, 86 проектов развития материально-технической базы научных организаций, в том числе 43 научных журналов.
В 1998 г. осуществляется финансирование более 1800 исследовательских проектов, более 400 научных изданий, 80 экспедиций, более 120 конференций, более 140 проектов создания информационных систем и развития научных телекоммуникаций.
Эффективность деятельности Фонда имеет главное выражение в росте продуктивности научных коллективов и ученых, и осуществляется главным образом благодаря тому, что Фонд проводит широкие общенациональные конкурсы, в ходе которых независимые эксперты из числа авторитетных ученых отбирают лучшие, наиболее ценные научные работы, которые в дальнейшем адресно финансируются Фондом. Именно это позволяет с такой высокой эффективностью вкладывать в науку выделяемые государством весьма ограниченные средства.
К существенным показателям эффективности реформаторской деятельности Фонда следует отнести также фактическое преодоление на уровне конкретных проектов ведомственнойразобщенности науки. Поскольку Фонд финансирует реальные проекты и руководитель проекта имеет право приглашать исполнителей из любых организаций, то фактически исполнителями научных проектов по грантам Фонда сплошь и рядом являются научные коллективы, образованные не на узковедомственной основе.
То же самое можно сказать и о развитии, благодаря грантам Фонда, не только межведомственной, но и межрегиональной кооперации.
Не менее важно и резкое расширение благодаря грантовой поддержке междисциплинарной кооперации – развитие комплексных исследований, включающих усилия ученых разных отраслей социогуманитарного знания, а также ученых, представляющих естественные и точные науки.
Чрезвычайно важно, что Фонд принципиально ориентирован на поддержку не организаций, а конкретных проектов, что приводит к фактическому устранению конкуренции самих организаций, в которой победителями всегда были бы наиболее мощные и авторитетные академические институты. Конкуренция научных проектов означает, что в конкурсах Фонда могут побеждать прекрасные научные проекты из небольших организаций, которые, безусловно, проиграли бы в конкурентной борьбе с сильными организациями.
Значительную часть поддержанных Фондом проектов – от четверти до трети в разное время – составляют проекты, выполняемые в музеях, архивах, библиотеках, небольших вузах, научных обществах, журналах и т.д., которые при других условиях просто оказались бы за рамками рассмотрения. Но в конкурсах Фонда на равных основаниях эти проекты вполне выдерживают конкуренцию с научными заявками из крупных авторитетных научных организаций. А ведь это означает, что благодаря деятельности Фонда оказались поддержанными те ценные научные работы, которые при любой другой системе финансирования научных исследований не были бы даже замеченными. И они, как ни странно, составляют сейчас в России более четверти реального научного производства в социогуманитарных науках.
Грантовое финансирование эффективно дополняет систему базового финансирования. Их сочетание – одно из немногих реальных достижений реформы науки.
Еще одним существенным моментом в характеристике деятельности Фонда как эффективной является то, что РГНФ, не будучи органом государственного управления, фактически оказался центром притяжения ученых-гуманитариев, фактором интеграции гуманитарного научного сообщества страны. Благодаря созданию Фонда научное сообщество получило нетрадиционную для России форму институционализации, стимулирующую интеграционные процессы. Так, ведущие гуманитарные журналы страны объединились сегодня для обсуждения и решения своих общих проблем, что выразилось в создании Консультативного совета главных редакторов научных журналов гуманитарного профиля при РГНФ. То же произошло и с лучшими гуманитарными научными издательствами, образовавшими Консультативный совет директоров научных издательств при РГНФ.
Интеграции социогуманитарного знания и научного сообщества способствует также издаваемый Фондом общенаучный журнал «Вестник РГНФ», в котором ведущими учеными страны анализируются реальные проблемы, тенденции развития гуманитарных и социальных наук в России, а также обсуждаются задачи и возможности Фонда по развитию социогуманитарных наук.
Е.В. Семенов, генеральный директор РГНФ

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
290.60 кб

Российский гуманитарный научный фонд и гуманитарные науки в современной России

Воротников Юрий Леонидович
Один из основателей Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и первый председатель его совета, крупнейший российский ученый-славист академик Н. И. Толстой, правнук великого русского писателя Л. Н.
Читать PDF
1.34 мб

Российский гуманитарный научный фонд и социогуманитарные исследования в современной России

Блинов Андрей Николаевич
В статье рассматривается история создания и основные виды деятельности Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Похожие термины:

  • РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД (РГНФ)

    самоуправляемая государственная организация, созданная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. В соответствии с уставом основными задачами Фонда являются: поддерж