РОДИТЕЛЬСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РОДИТЕЛЬСТВО
интегральное образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

РОДИТЕЛЬСТВО
социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни, и самого ребенка (Р.В.Овчарова, 2003).
Родительство можно рассматривать в разных контекстах: биологический и психологический компонент; социальный институт, объединяющий в себе два других института — отцовство и материнство; деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка; этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия и не заканчивается после смерти ребенка; как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя; объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах загса; субъективное ощущение человека себя родителем; кровное родство между родителем и ребенком; осознание родителями родственной связи с детьми.
Общая картина семейного воспитания и жизни человека в семье определяется тем, как люди представляют себе базовую социальнопсихологическую функцию человека — родительство (материнство или отцовство). Часто это важно еще до того, как они становятся родителями.
Современные работы по данной проблематике включают исследования: теоретических основ формирования родительства, его психологии, основ его семейного консультирования и психотерапии, его аспектов в перинатальной психологии, перинатальном сопровождении, а также практико-ориентированных программ воспитания осознанного родительства. В структуре родительства исследователи выделяют: семейные ценности и стиль семейного воспитания, родительские установки, ожидания, отношения, чувства, позиции, ответственность.
С точки зрения системного подхода можно сказать, что родительство системно детерминировано, хотя одновременно является подсистемой по отношению к семье; что оно многогранно, поскольку может рассматриваться и как сложная комплексная структура индивида, и как надындивидуальное целое. Эти уровни — одновременно этапы формирования родительства. Родительство предстает в нескольких планах: индивидуально-личностных особенностей обоих родителей; единства их ценностных ориентаций, чувств, позиций; взаимосвязи родительства с родительскими семьями; отношения родительства к системе общества.
Родительство — явление динамичное, развивающееся, становящееся. Факторы, влияющие на развитие родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — общество, мезауровень — родительская семья, микроуровень — собственная семья и, наконец, уровень конкретной личности (Р.В.Овчарова).
Становление родительства начинается в родительской семье задолго до появления собственных детей и зависит от индивидуальнотипологических и личностных особенностей родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и формирующейся собственной семьи.
В современных условиях демографического кризиса вопрос о воспитании родителей становится все более актуальным, и его следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака. Воспитание родителей — это серьезная просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю.Хямяляйнен, 1993).
А.В.Бояринцева

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.66 кб

Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дош

Градскова Юлия
Читать PDF
3.01 мб

Осознанное и ответственное родительство – как модель изменения мира

Сидорова Людмила Александровна
Статья содержит методические рекомендации по организации просветительской деятельности с родителями, оказание им помощи в решении проблем семейного воспитания.
Читать PDF
316.33 кб

Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики

Чумичева Раиса Михайловна, Грабаровская Людмила Викторовна
это исследование сообщает о результатах исследования потребности студентов в формировании представлений об ответственном родительстве и выборе приоритетной стратегии профессионального роста, взаимосвязи и противоречивого характера
Читать PDF
107.96 кб

Ответственное родительство: концепция компетентного материнства как условие профилактики социального

Алдакимова Ольга Викторовна
В данной статье рассматривается актуальная проблема современного социума добрачное воспитание молодежи в системе образовательных учреждений.
Читать PDF
1.49 мб

Феномен «Сознательное родительство»: взгляды детей и родителей

Асриева Снежана Вячеславовна
Статья посвящена изучению проблем становления сознательного родительства в молодежной среде. Молодые люди, необдуманно вступая в брак и потом разрывая его, обрекают своих детей жить в «неполных» семьях.
Читать PDF
261.60 кб

Формирование у студентов компетенций «Ответственное родительство»

Карельская Людмила Петровна
В статье рассматриваются тенденции развития института родительства, создающие предпосылки формирования компетентной подготовки к ответственному родительству молодых людей.
Читать PDF
419.64 кб

Педагогическая и родительская общественность о проблемах развития школ Сибири и Дальнего Востока (ср

Васильев Игорь Аркадьевич
В статье идет речь о состоянии, проблемах и перспективах развития общего среднего образования в ряде регионов РФ.
Читать PDF
244.93 кб

Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования

В. В. Хитрюк
Читать PDF
171.98 кб

Детско-родительская акция «Коллекция - путь к познанию» как технология работы с одаренными детьми (и

Мельник Н.В.
Читать PDF
314.57 кб

Родительская компетенция как фактор современного содержания образования

Коваленко Татьяна Владимировна
Автором статьи выявлены вызовы современного общества, обусловливающие трансформацию института семьи, связанные с социально-экономической ситуацией в обществе.
Читать PDF
427.88 кб

РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРВАРД ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В РЕГИОНЕ (Н

Павлов Б. С.
Читать PDF
77.05 кб

"родительский дом - начало начал. . . "

В. И. Шушаков
Читать PDF
0.00 байт

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ "ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ, ОТКРЫТ ИННОВ

Никитин Э.М.
Читать PDF
98.84 кб

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Ольхина Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Родительская культура в традициях отечественной педагогики xii-xx вв. (в контексте докторского иссле

Власюк Ирина Вячеславовна
Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье становление личности ребенка.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Родительская любовь

    Когда дети подрастут, родители начинают понимать, что в некоторых ситуациях открыто демонстрировать свою любовь к ребенку нежелательно. Видя, что школьнику не нравится производить впечатление
  • РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ

    (от лат. position – положение) – целостное образование, реальная направленность и своеобразие проявления воспитательной деятельности родителя, сформировавшиеся под влиянием родительских представл
  • РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА

    непосредственная и опосредованная деятельность, направленная на удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, на уважение его человеческого достоинства. Заб
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, даже в тех случаях, когда брак расторгнут или вообще не регистрировался либо когда родители проживают раздельно. Ро
  • Родительские субботы

    это дни поминовения умерших предков, которые определены церковью: суббота мясопустная, Троицкая суббота, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Первые две субботы называются в
  • ФОБИИ РОДИТЕЛЬСКИЕ

    испытываемый родителями навязчивый страх за безопасность (жизнь) ребенка; навязчивый страх ответственности родителей за то, что с ребенком может чтото случиться. Такой страх ведет к ограничению с
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ

    родительские надежды и виды на будущее в отношении детей, в особенности по части их успехов в школе и самоопределения после нее.
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА

    родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право: выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать закон
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ

    стереотипные правила поведения и воспитательной деятельности родителя, которые выражаются в его практических действиях, словах, жестах, поступках в типичных педагогических ситуациях, развитии и
  • РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    образы ранее вое принятых понятий, таких как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, связанные с их проявлением, развитием и воспитательной деятельностью. Они являются следстви
  • РОДИТЕЛЬСКИЙ день

    день посещения родителями детей в загородном летнем (пионерском) лагере. По-видимому, именно родительский день в летнем лагере описывается в стихотворении Агнии Барто «Всё на всех», написанном в 19
  • РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

    один из органов школьного самоуправления, образуемый родительской общественностью, оказывающий помощь и содействие школе в решении учебно воспитательных и хозяйственных задач.
  • РОДИТЕЛЬСКИЙ комитет класса школы

    орган родительской общественности, помогающий классу или школе в учебно-воспитательной и хоз. деят-сти. В 1960-е годы в положении о восьмилетней шк. и в положении о сред. шк. Российской Федерации роль
  • РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

    (РОДНОЙ дом, отчий дом, ДОМАШНИЙ ОЧАГ, СЕМЕЙНЫЙ КРОВ) – особая среда обитания человека, где он чувствует наибольшую защищенность от неизвестности, опасности и окружающего мира.
  • Родительский контроль

    непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и/или надзора за поведением, действиями и поступками своего ребенка в целях приведения их
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИМИ ПРАВАМИ

    исполнение своих прав в ущерб интересам детей (создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков и т. п.).
  • ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    мера, принимаемая в судебном порядке против родителей в случае злоупотребления ими своими правами по отношению к детям (жестокое обращение, злостное уклонение от выплаты алиментов, систематическ
  • ОГРАНИЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ

    принятие судом решения об отобрании ребенка (с учетом его интересов) у родителей (одного из них) без лишения родительских прав. О. р. п. допускается, если пребывание ребенка с родителями опасно для н
  • Родительское благословение

    форма разрешения, напутствия, согласия родителей с решениями и действиями детей с пожеланием успеха, добра, мира, благополучия. В русской культуре это делается с именем Бога: благословляют молитво
  • РОДИТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе (участие в разного рода ро