РОДИТЕЛЬСТВО
РОДИТЕЛЬСТВО
интегральное образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
РОДИТЕЛЬСТВО
социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни, и самого ребенка (Р.В.Овчарова, 2003).
Родительство можно рассматривать в разных контекстах: биологический и психологический компонент; социальный институт, объединяющий в себе два других института — отцовство и материнство; деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка; этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия и не заканчивается после смерти ребенка; как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя; объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах загса; субъективное ощущение человека себя родителем; кровное родство между родителем и ребенком; осознание родителями родственной связи с детьми.
Общая картина семейного воспитания и жизни человека в семье определяется тем, как люди представляют себе базовую социальнопсихологическую функцию человека — родительство (материнство или отцовство). Часто это важно еще до того, как они становятся родителями.
Современные работы по данной проблематике включают исследования: теоретических основ формирования родительства, его психологии, основ его семейного консультирования и психотерапии, его аспектов в перинатальной психологии, перинатальном сопровождении, а также практико-ориентированных программ воспитания осознанного родительства. В структуре родительства исследователи выделяют: семейные ценности и стиль семейного воспитания, родительские установки, ожидания, отношения, чувства, позиции, ответственность.
С точки зрения системного подхода можно сказать, что родительство системно детерминировано, хотя одновременно является подсистемой по отношению к семье; что оно многогранно, поскольку может рассматриваться и как сложная комплексная структура индивида, и как надындивидуальное целое. Эти уровни — одновременно этапы формирования родительства. Родительство предстает в нескольких планах: индивидуально-личностных особенностей обоих родителей; единства их ценностных ориентаций, чувств, позиций; взаимосвязи родительства с родительскими семьями; отношения родительства к системе общества.
Родительство — явление динамичное, развивающееся, становящееся. Факторы, влияющие на развитие родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — общество, мезауровень — родительская семья, микроуровень — собственная семья и, наконец, уровень конкретной личности (Р.В.Овчарова).
Становление родительства начинается в родительской семье задолго до появления собственных детей и зависит от индивидуальнотипологических и личностных особенностей родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и формирующейся собственной семьи.
В современных условиях демографического кризиса вопрос о воспитании родителей становится все более актуальным, и его следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака. Воспитание родителей — это серьезная просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю.Хямяляйнен, 1993).
А.В.Бояринцева
Родительство можно рассматривать в разных контекстах: биологический и психологический компонент; социальный институт, объединяющий в себе два других института — отцовство и материнство; деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка; этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия и не заканчивается после смерти ребенка; как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя; объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах загса; субъективное ощущение человека себя родителем; кровное родство между родителем и ребенком; осознание родителями родственной связи с детьми.
Общая картина семейного воспитания и жизни человека в семье определяется тем, как люди представляют себе базовую социальнопсихологическую функцию человека — родительство (материнство или отцовство). Часто это важно еще до того, как они становятся родителями.
Современные работы по данной проблематике включают исследования: теоретических основ формирования родительства, его психологии, основ его семейного консультирования и психотерапии, его аспектов в перинатальной психологии, перинатальном сопровождении, а также практико-ориентированных программ воспитания осознанного родительства. В структуре родительства исследователи выделяют: семейные ценности и стиль семейного воспитания, родительские установки, ожидания, отношения, чувства, позиции, ответственность.
С точки зрения системного подхода можно сказать, что родительство системно детерминировано, хотя одновременно является подсистемой по отношению к семье; что оно многогранно, поскольку может рассматриваться и как сложная комплексная структура индивида, и как надындивидуальное целое. Эти уровни — одновременно этапы формирования родительства. Родительство предстает в нескольких планах: индивидуально-личностных особенностей обоих родителей; единства их ценностных ориентаций, чувств, позиций; взаимосвязи родительства с родительскими семьями; отношения родительства к системе общества.
Родительство — явление динамичное, развивающееся, становящееся. Факторы, влияющие на развитие родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — общество, мезауровень — родительская семья, микроуровень — собственная семья и, наконец, уровень конкретной личности (Р.В.Овчарова).
Становление родительства начинается в родительской семье задолго до появления собственных детей и зависит от индивидуальнотипологических и личностных особенностей родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и формирующейся собственной семьи.
В современных условиях демографического кризиса вопрос о воспитании родителей становится все более актуальным, и его следует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака. Воспитание родителей — это серьезная просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю.Хямяляйнен, 1993).
А.В.Бояринцева
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005