РЯППО Ян Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЯППО Ян (Яан) Петрович (1880-1958)
педагог, один из организаторов системы образования УССР. В 1921-28 заместитель наркома просвещения, председатель Госпрофобра УССР, председатель Гл. научно-методического комитета, ведавшего научно- исследовательской работой в области просвещения. В 1922-28 гл. редактор украинских педагогических журналов. В 1922-34 член Всеукраинского ЦИК. Наряду с Г.Ф. Гринько и другими выступал теоретиком системы образования в Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Один из авторов Кодекса о народном образовании УССР (1922), закрепившего эту практику. Р. был первым историком советской школы и педагогики в Украине, автор книги о народном образовании в Украине в 1917-27.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЯППО Ян Петрович

30.3(11.4). 1880, Веросский уезд, ныне на терр. Эстонии, — 14.4.1958, Киев], педагог, один из организаторов системы образования УССР. По окончании гор. уч-ща получил звание учителя нач. школы. В 1898—1909 в Петербурге, заводским рабочим участвовал в рев. движении. В 1909 окончил ист.-филол. и вост. ф-ты Петерб. ун-та. В 1918—20 работал в органах сов. власти Николаева и Одессы, с 1921 на отв. гос. постах в Харькове и Киеве. В 1921—28 зам. наркома просвещения, пред. Госпрофобра УССР, пред. Гл. научно-методологич. к-та, ведавшего н.-и, работой в области просвещения. В 1922—28 гл. редактор укр. пед. журналов; одновременно преподавал в высш. школе. В 1928—38 занимал руководящие посты в пром-сти (нарком легкой промети, зам. пред. ВСНХ Украины). В последующие годы преподавал в Киеве, Уфе, Москве. В годы войны работал в Наркомате просвещения Башк. АССР, был директором моек, филиала изд-ва «Радяньска школа». В 1944—48 руководил науч.-метод, кабинетом Мин-ва просвещения УССР. В 1922—34 чл. Всеукр. ЦИКа.
Наряду с Г. Ф. Гринько, В. П. Затон-ским, Н. А. Скрыпником выступал теоретиком системы образования на Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Стремился воплотить ее в практику образо-ват. учреждений. Один из авторов Кодекса о нар. образовании УССР. (1922), закрепившего эту практику, и др. документов об общем и проф. образовании и социальном воспитании (1921—28), организатор съездов, конференций и совещаний работников просвещения Украины. Участник дискуссий по проблемам развития образования в СССР.
Одна из ведущих идей Р. — социальное воспитание как формирование личности под воздействием социальной действительности. Эти процессы Р. рассматривал с позиций партийно-классового подхода. Предпочтение «педагогике социальной среды» привело Р. к недооценке роли школы и семьи в воспитании личности. В нач. 20-х гг. (в условиях массовой беспризорности). в качестве «маяка соцвоса» выдвигался детский дом, а формой организации детей — отряды юных пионеров. Над общеобразоват. школой-семилеткой, по Р. и Гринько, строилась профшкола, а на ее базе — техникумы и ин-ты, осуществлявшие «преемственность трудовых квалификаций» по дифференцированным «вертикалям» — индустриально-техн., с.-х., пед. и др. Проф. школа, как утверждал Р., способна объединять общее и проф. образование, и именно проф. стержень создает условия перехода к политехнизму. По проблемам политехнического образования Р. активно дискутировал с деятелями Наркомпроса РСФСР. Р. стал инициатором развития в УССР. школ ФЗУ, домов рабочих подростков, разл. типов с.-х. школ, на к-рые возлагалась подготовка рабочих кадров. В кон. 20-х гг. высказывался за сближение и унификацию систем образования УССР. и РСФСР. Обосновывал подходы к перестройке высшей школы на Украине в целях сближения теоретич. подготовки с запросами индустр. произ-ва.
Работам Р. свойственны, с одной стороны, полит. страстность и науч. увлеченность, с другой — технократизм и прагматизм. Р. был первым историком сов. школы и педагогики на Украине, автор книги о нар. образовании на Украине в 1917—27, раскрывшей проблемы и противоречия этого периода (изд. в Харькове, 1927).
Соч.: Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920—24), Хар., 1925; Система индустриально-техн. образования, его пути и реализация в СССР, в кн.: Материалы Всеукр. конференции по индустриально-техн. образованию, Хар., 1922; Сов. проф. школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем нар. х-ве в целом, Хар., 1926; Проблема профессионализма и политехнизма в сов. шк. системе, Хар., 1929; На путях унификации систем нар. образования, «Революция и культура», 1930, № 3.
Лит.: ОсовскийЕ. Г., Развитие теории проф.-техн. образования в СССР. 1917—40, М., 1980, гл. 2; Атлантова Л. И., Я. П. Ряппо, в кн.: Антология пед. мысли Укр. ССР, М., 1988. Е. Г, Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РЯППО Ян Петрович
(30 марта [11 апреля] 1880 г. – 14 апреля 1958 г.) – государственный деятель в области просвещения на Украине. Родился в крестьянской эстонской семье. По окончании волостного, затем городского училища получил звание учителя начальной школы. В 1898–1909 гг. в Петербурге, заводским рабочим, участвовал в революционном движении. Одновременно закончил историко-филологический и восточный факультеты Петербургского университета (1909). В дальнейшем работал в Польше, на юге Украины. В 1918–1920 гг. работал в органах советской власти г.
Николаева и Одессы. С 1921 г. – в Харькове и Киеве на ответственных государственных постах. В 1921–1928 гг. – заместитель наркома просвещения УССР, председатель Главпрофобра Украины, Главного научно-методологического комитета, ведавшего научно-исследовательской работой в области просвещения, главный редактор журнала «Шлях освiти» («Путь просвещения»), «Робитнича освiта» («Рабочее образование») и др. (1922–1928). Одновременно вел преподавательскую деятельность в вузах Украины. В 1922–1934 гг. – член Всеукраинского ЦИКа. После смены курса в образовательной политике, с 1928 по 1938 г., переведен в промышленность (нарком легкой промышленности, заместитель председателя ВСНХ Украины), а затем на рядовую педагогическую работу (в Киеве, Уфе, Москве). В годы войны – работник Наркомата просвещения Башкирской АССР, директор московского филиала издательства «Радянска школа». В 1944–1948 гг. до выхода на пенсию руководил научно-методическим кабинетом Министерства просвещения УССР.
Наряду с В.И. Гринько, В.П. Затонским и Н.А. Скрыпником является организатором и теоретиком системы образования на Украине в 20-е гг. Как и В.И. Гринько, был сторонником монотехнического образования, получившего воплощение в украинской системе народного образования, закрепленной Кодексом о народном образовании УССР (1922), автор многих документов об общем и профессиональном образовании, социальном воспитании 1921–1928 гг., организатором съездов, конференций и совещаний работников просвещения Украины, участник общесоюзных дискуссий по проблемам развития образования в СССР.
Одной из ведущих идей Ряппо Я.П. стала идея социального воспитания как формирования личности под воздействием факторов социальной действительности (государства, общества, детской организации, производственных коллективов, печати, кино, радио и т.п.), социализационная роль которых будет возрастать. Предпочтение «педагогике социальной среды» привело Ряппо Я.П. к недооценке роли школы и семьи в воспитании личности. Эти процессы Ряппо Я.П. рассматривал с позиции партийно-классового подхода. На первых порах, в условиях массовой беспризорности, в качестве основы социального воспитания выдвигался детский дом «как маяк соцвоса», а формой организации детей – отряды юных пионеров. Над школой-семилеткой по идеям Ряппо Я.П. и В.И. Гринько строилась профессиональная школа, а на ее базе техникумы и институты, осуществлявшие «преемственность трудовых квалификаций» по дифференцированным «вертикалям» – индустриально-технической, сельскохозяйственной, педагогической и др. Профшкола, как утверждал Ряппо Я.П., осуществляет синтез общего и профессионального образования, при этом профессиональный стержень создает условия перехода к политехнизму. По поводу по-литехнического образования Ряппо Я.П. активно дискуссировал с деятелями Наркомпроса РСФСР. Учитывая нехватку квалифицированных кадров на Украине в 20-е гг., Ряппо Я.П. стал инициатором развития школ ФЗУ, домов рабочих подростков, различных типов сельскохозяйственных школ, рабочих факультетов. Ведя диалог с Наркомпросом РСФСР Ряппо Я.П. способствовал сближению и унификации систем образования УССР и РСФСР в 1927–1929 гг. Ряппо Я.П., он обосновывал подходы к перестройке высшей школы на Украине в целях их сближения с практикой, с производством. Вместе с тем несомненно ошибочной была ликвидация университетов, создание узкоотраслевых институтов (народного образования, народного хозяйства, культурного строительства и др.).
Деятельность и взгляды Ряппо Я.П. отражали конкретно-исторические условия экономического и социокультурного развития Украины 20-х гг. Его работам свойственны, с одной стороны, политическая страстность и научная увлеченность, с другой – моноидеологизм, технократизм, прагматизм. Ряппо Я.П. явился первым историком советской школы и педагогики на Украине, обобщившим по горячим следам итоги первого десятилетия, не обошедшим трудности, проблемы и противоречия этого периода. При всей неоднозначности современных оценок Ряппо Я.П. несомненно, крупный теоретик и реформатор образования на Украине 20-х гг.
Соч.: Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920–1924): Сб. статей и докладов. – Харьков, 1925; Система индустриально-технического образования, его пути и реализация в УССР // Материалы Всеукраинской конференции по индивидуально- техническому образованию. – Харьков, 1922; Советская профессиональная школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем нар. хозяйстве в целом. – Харьков, 1926; Народна освiта на Украiнi за 10 рокiв революцii. – Харьков, 1927; Проблема профессионализма и политехнизма в советской школьной системе. – Харьков, 1929; На путях унификации систем народного образования // Революция и культура. 1930. № 3.Лит.: Крупская Н.К. Общее и профессиональное образование // На путях к новой школе. 1923. № 7–8; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917–1940. – М., 1980; Атлантова Л.И. Я.П. Ряппо // Антология педагогической мысли Украинской ССР. – М., 1988.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.