РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Риторический вопрос
выразительная фигура поэтической речи, содержащая вопрос, не требующий ответа. Активизирует восприятие и мышление, развивает воображение, образную речь учащихся. В художественном произведении играет образную роль – роман Н. Чернышевского так и называется: „Что делать?”. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
или ЭРОТЕМА, — стилистический приём, представляющий собой вопросительное по форме предложение, но имеющее значение эмоционально усиленного утверждения или отрицания. Некоторые исследователи относят Р.в. к грамматическим тропам, поскольку вопросительное предложение употребляется не в собственном своём (прямом) значении запроса информации: Р. в. не предполагает ответа, его вопросительная структура и специфическая интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, сделать более убедительной выражаемую мысль, повысить эмоциональное воздействие на слушателя/читателя.
Р.в. широко используются в художественной и публицистической речи, а также в речи публичных ораторов, напр.: И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды... / Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать? / А годы проходят — все лучшие годы! (М. Лермонтов); Пусть она (Татьяна Ларина. — А.С.) вышла за него с отчаянья, но теперь он её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого? (Ф. Достоевский). Как средство экспрессивного самовыражения и/или воздействия Р.в. употребляются в разговорной речи: — Евпатория — это разве имя? Это — город такой, — пробасила старуха (С. Сергеев-Ценеский).
В формировании Р.в. определённую роль играет лексическое наполнение вопросительного предложения: частицы (разве, неужели, ли и др.), вопросительные местоимения и местоименно-наречные слова (как, какой, где, когда, что, зачем и др.), особые зачины (Может ли не... + инфинитив; что пользы... + инфинитив и др.), эмоционально-оценочная лексика и, особенно, интонация. В письменной речи после Р.в. ставится вопросительный знак, восклицательный знак, иногда — сочетание обоих этих знаков. В газетных текстах встречаются случаи постановки в конце Р.в. точки.
От собственно Р.в. следует отличать Делиберативный вопрос (см.) и Медитативный вопрос (см.).
Лит.: Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966; Бердник Л.Ф. Риторический вопрос как экспрессивное средство // Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988; Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965; Голубева- Монаткина Н.И. Проблема классификации вопросов и ответов диалогической речи: ДД. М., 1990; Калинина А.А. Риторический вопрос среди различных типов предложений // РЯШ. 1986. № 4; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 1998; РЯЭ. М., 1997; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (ВОПРОШАНИЕ)
фигура мысли, входящая в группу фигур, ориентированных на аргументацию. Р. в. задается отнюдь не для выяснения чего-то неизвестного, а для более сильного, яркого изображения вещей или событий безусловно известных либо для привлечения внимания слушателей. Классические примеры использования Р. в. дают речь Цицерона против Катилины, его филиппики против Марка Антония. Использование Р. в. заставляет задуматься над, казалось бы, очевидными истинами, представить их в новом свете. Р. в. оказывает мощное воздействие на тех, к кому он обращен. Так, например, Боэций, один из самых могущественных придворных короля остготов Теодориха, был брошен в тюрьму по ложному обвинению и после пыток ожидал смерти. В тюрьме он написал книгу «Утешение Философией» (ставшую «золотой книгой» европейской культуры; кроме того, им создана система европейского средневекового образования, а также научная терминология, лежащая и поныне в основе многих областей научного знания). И Философия, явившаяся ему в темнице, задает целую серию Р. в. Вот некоторые из них: «А разве царская власть или близость к трону могут наделить человека подлинным могуществом? Или счастье правителей длится вечно? Стоит ли говорить о приближенных к фону, если власть правителей полна бессилия? А кто не понимает, насколько суетно и бессмысленно гордиться знатным именем?» (Боэций. Утешение Философией). Иногда ответ Р. в. является очевидным для определенной группы людей. Это может быть вызвано политическими, конфессиональными, сословными и т. п. установками. Грозные отзвуки сурового времени гражданской войны слышатся в стихотворении «Божий суд» из «Походных песен» З.Н. Гиппиус, под которые, как она надеялась, белая армия войдет в Москву: «Плачут дети, томясь в испытании и от голода еле дыша, неужель на такие страдания не откликнется наша душа? Мы ль не слышим, что совестью велено? Мы ль не двинемся все, как один, не покажем Бронштейну да Ленину, кто на русской земле господин?» Р. в. содержит в себе своего рода противоречие: с точки зрения логики обычный вопрос (как и восклицание, и побуждение) не является суждением, ибо в нем ничего не утверждается и не отрицается (т. е. обычный вопрос не является повествовательным предложением). Но Р. в. не требует ответа и в логике может рассматриваться в качестве суждения. Лит.: Бердник Л.Ф. Вопрос как отрицание // Русская речь.— М., 1974. — № 1; Валимова Г.В. Риторический вопрос // Русский язык: Энциклопедия. — М., 1979. М.И. Панов

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
4.09 мб

Риторический вопрос

Александра Кочеткова
В январском номере «Бизнес-журнала»1 мы начали серию статей, посвященных коммуникациям и способам донесения послания, которое формируется из нескольких уровней.
Читать PDF
403.58 кб

Журналистский вопрос в свете риторических традиций

Алимджанов Абдуазиз Абдихакимович
Статья написана на стыке филологии и журналистики и посвящена журналистскому вопросу, который рассматривается как элемент особого типа риторики, близкой по построению и функции к сократовской риторике.
Читать PDF
974.54 кб

К вопросу о риторической подготовке студентов-гуманитариев

Ваджибов М.Д.
В статье отражено собственное видение вопроса о риторической подготовке студентов-гуманитариев. При этом акцент делается на применении элементов красноречия в дагестанской многоязыковой студенческой аудитории.
Читать PDF
8.32 мб

К вопросу об эффективности риторической подготовки сотрудников ОВД в системе повышения квалификации

Баева Екатерина Владимировна
В данной статье говорится о наличии у сотрудников ОВД потребности и осознанного желания заниматься риторической подготовкой.
Читать PDF
245.04 кб

К вопросу о корреляции понятий «Педагогический идеал» и «Риторический идеал» историко-педагогический

Тимонина Ирина Владимировна
В статье отражены результаты научного поиска на стыке педагогики и риторики в рамках междисциплинарного подхода.
Читать PDF
2.18 мб

Стремимся к речевому совершенству!»: к вопросу об организации изучения категории «Риторический идеал

Хлебникова Мария Сергеевна
Читать PDF
343.35 кб

К вопросу о педагогических условиях риторического совершенствования сотрудников органов внутренних д

Вилкова Алевтина Владимировна
Сотруднику ОВД в современных условиях необходимо уметь грамотно и убедительно выражать свои мысли, эффективно отстаивать правовую справедливость, выступать публично, поэтому более актуальным становится повышение уровня его риторич
Читать PDF
1.07 мб

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?: НЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПОСОБИ

Гулиева Х.Б., Чичкова А.О., Белобрыкина О.А.
В статье рассматривается проблема методического обеспечения психолого-педагогической деятельности как одного из средств формирования профессиональной компетентности специалиста.