РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ

Найдено 1 определение
РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ НОРМЫ
это высказывания или завершённые в смысловом отношении фрагменты текстов, реже — целые тексты, в которых сообщается о выдуманной, фантастической, лишённой онтологических оснований псевдореальности. Объект такого сообщения (повествования, описания) — некий факт, не имеющий референта (соответствия) в реальной действительности. Объектами таких сообщений могут быть фантомные персонажи (их телесность, психическое состояние, поведение), ситуации, события, артефакты, натурфакты и т.д. Напр.: 1. Меня похоронили на Ваганьковском кладбище. И теперь я тщетно пытаюсь припомнить мелодию похоронного марша, которая проводила меня в землю. Иногда мне кажется, будто марша и не было, и сопровождающие гроб двигались неохотно, поминутно оборачивались, словно ожидали, что откуда-то сзади с минуты на минуту раздадутся рыдающие оркестровые звуки.... И не дожавшись, отступали, расходились... (Вен. Ерофеев Вениамин).
Риторические приёмы ирреального отклонения от онтологической нормы при выполнении функции создания фантазмов могут быть представлены значительными по объёму отрезками текста и содержать подтекст, адекватная интерпретация которого требует обращения к контексту целого произведения, напр: — Партия старых денег с Гознака? — переспросил я недоверчиво. — Подумай сам. Люди постоянно теребят деньги в руках, пересчитывают, прячут, надписывают, хранят. Это для них самый важный материальный объект. В результате банкноты пропитываются их жизненной силой. Чем дольше бумажка находится в обращении, тем сильнее она заряжается. А когда она становится совсем ветхой и буквально сочится человеческой энергией, её изымают из обращения. И вампиры готовят из неё свой дринк.
Я задумался. Звучало это, конечно, странно и не особо аппетитно — но правдоподобнее, чем моя версия про счета на Каймановых островах (В. Пелевин); Муть, прилетевшая к луне, прибывала. Это было облако несметных тварей, летучих насекомых, гонимых ветром через моря и горы из песков африканской пустыни. Мириады существ с прозрачными крыльцами окутали луну, помещая её в туманное облако. Каждая невесомая тварь действовала как кристаллик стекла, преломляла свет в прозрачных крыльцах и стекловидных чешуйках. Жёлтую луну окружили зеленые и алые кольца, голубые и оранжевые оболочки. Лунный круг превратился в чёрный квадрат, по углам которого полыхали изумрудные и багровые вспышки. Рядом с квадратной луной образовались лазурный полумесяц, треугольное фиолетовое светило, шестиконечный спектральный крест. На заливе в багровом отражении струились чёрные змеи, словно плыли в кровавой реке. Черный квадрат набряк кровью.
В его рубиновой глубине стали появляться силуэты, как в театре теней. Вместо привычной библейской сцены, в которой Каин убивает Авеля, возник Грозный царь, убивающий сына Ивана. Его сменил царь Пётр Первый, убивающий сына Алексея. Была явлена сцена, где Иосиф Сталин убивает сына Якова.
Люди на пристани с ужасом взирали на зловещее светило, являвшее сцены детоубийства, сулившие беды и пролитие крови (А. Проханов);
Функция создания комического эффекта обычно осуществляется в контекстах меньшего объема, напр: Комическая реклама: В нашей клинике при вставке двух силиконовых имплантатов груди третий вам вставят совершенно бесплатно (АиФ. 2007. № 20); Комический диалог: —Наконец-то я получила замшевое пальто, о котором давно мечтала! — Муж на 8 Марта подарил? — Нет, я побрила свою норковую шубку! (КП. 15.03.2002); Анекдот: Мужик вызывает ветеринара к своему питону — и ветеринар слышит, что питон лает! Ветеринар в восторге: — Это же беспрецедентный случай — лающий питон! За такое открытие я, пожалуй, получу Нобелевскую премию!!!
Мужик: — Доктор, может быть, сначала извлечёте таксу, которую он проглотил?!! (Телевидение. 06.03.2002). Как показывают приведённые примеры, приёмы ирреального отклонения от онтологической нормы органичны для жанров, в которых существенную роль играют элементы фантастики.
Лит.: Белокурова С.П. Фэнтези // Словарь литературоведческих терминов. СПб, 2007; Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. М., 2003; Копнина Г.А.Отклонение от онтологической нормы как риторический приём на страницах современных российских газет // Язык современной публицистики / сост. Г.Я. Солганик. М., 2005; Копнина Г.А. Мотивированное отклонение от принципа правдоподобия как риторический приём: опыт описания // Разноуровневые характеристики лексических единиц: сб. науч. статей, по мат-лам докладов и сообщений конф. (Смоленск, 3-4 октября 2006 г.). Смоленск, 2006. Сковородников А.П. О классификации риторических приёмов // 8IVПзйка XIV. Оро1е, 2005;
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.