РИТОР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РИТОР
(от греч. rhētōr – оратор). Так называли в античности теоретиков и преподавателей риторики. В наши дни обучением искусству красноречия занимаются преподаватели-словесники, а слово «ритор» утратило свой первонач. смысл и превратилось в стилистически окрашенный синоним к слову «оратор».

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РИТОР
1) всякий участник речи, стремящийся убедить кого-л. в чём-л.; 2) мастер риторики, образцово говорящий человек; 3) учитель риторики.
Классические значения слова «Р.», восходят к античной традиции, где под ним понимался, прежде всего, мастер красноречия, человек, действующий словом и владеющий искусством убедительной и эффективной речи. Р. называли как самих ораторов, так и учителей риторики в риторических школах Древней Греции и Рима, где шло обучение ораторскому красноречию.
В древнерусских сочинениях слова «Р.», «ветий (ветия)» встречаются с XI века. На древнерусский язык греческое слово ρήτωρ переводилось чаще как «вhтия» (корень вhт- означал ‘говорение’ — ср. совр. ответ, совет, привет, завет и нек.др.). Слова «Р.» и «вhтия» имели в Древней Руси следующее значения: 1) человек, искусно действующий словом, говорящий и пишущий; 2) знаток, мудрец; 3) писатель. В «Пчеле», сборнике афоризмов XIII в., сказано, чем занимаются Р.: «Риторы учатся законней речи глаголати». В древнерусских Азбуковниках и Алфавитах XVII в. имеется множество толкований словам»Р.», «ветий», «оратор»: «Вития — хитрословец. Оратор — краснословец, еже есть ритор и вития. Ритор — речеточец, ведый добре и писати и глаголати» (Алфавит, XVII в.) «Оратор — витиа, ритор, иже знает хорошо говорить» (Лексикон вокабулам новым, нач. XVIII в.).
В самостоятельном добавлении древнерусского учителя, которое он сделал при создании перевода первой русской «Риторики» 1620 года, сказано: «Что есть ритор? Ритор есть его же речиточником (источником речи. — В.А.)нарещи возможно есть, который бо человек зело в науце речения хитр был, а существо его таково есть, чтобы ему о таковых вещех говорит мощно, которые в делах и на градских судах по обычею и по закону господарства того, где родился, бывают пригодные и похвальные. Таковые же суть человецы сицевы бывают, ... был бы чтоб умел разсужати и ко всякому делу подобающие слова прилагати» [Аннушкин 2002: 22]. М.В. Ломоносов замечает: «речение retor (ритор), которое хотя на греческом языке значит витию или красноречивого человека и в российский язык в том же знаменовании принято, однако от новейших авторов почитается за именование писателя правил риторических» [Ломоносов 1952: 91].
В толкованиях слов «Р.» и «оратор» всегда присутствует дух и стиль времени, когда данные слова либо одобряются, либо не одобряются авторами, диктующими стиль времени. Подобно тому, как сами слова «язык» и «речь» испытывают двойственное толкование, подобной критике подвергаются и слова, обозначающие Р. – лицо, занимающееся практической речью. Часто это зависело от отношения к риторике и красноречию вообще. Так «ругателем» Р. и всякого красноречия следует назвать страстного писателя и оратора протопопа Аввакума, который осуждал «внешнюю мудрость» и ратовал за «просторечие», призывая «в простоте Богу угождати». Однако старообрядцы Андрей и Семён Денисовы, создатели Выговской словесной школы на севере России в конце XVII в., назывались их учениками не иначе как «златоустные отцы наши риторы».
Разграничение, сделанное в критических статьях В.Г. Белинского между словами «Р.» (сухой учитель-педант, резонёр) и «оратор» (подлинный мастер публичного выступления), следует признать не научным, а журнально-публицистическим заострением. Современное слово-термин «Р.», восстановленное в его классическом значении, распространяется и на говорящего и на пишущего, при этом создателя устной публичной речи обыкновенно называют оратором, а создателя письменной речи — автором. Итак, Р. — это речедеятель (человек, действующий в речи), или человек «общающийся».
Классический термин «Р.» соединяет нас с предшествовавшей традицией речевой культуры, обогащая современную речь многообразием культурных ассоциаций. Ведь Р. — это и мастер речевого искусства, и теоретик науки риторики, и учитель хорошей речи. Для современной речевой жизни Р. — это человек, умеющий строить публичные высказывания с целью доказательства своей точки зрения. От Р. требуются соответствие нравственным нормам жизни, которые являются основой речевого искусства.
Лит.: Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс. М., 2008; Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2002; Античные риторики / под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Белинский В.Г. «Общая реторика» Н.Ф. Кошанского // В.Г. Белинский. Собр. соч. Т. 7. М., 1981; Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996; Волков А.А. Курс русской риторики, М., 2009; Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., 1997; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч., т. VII, М., 1952; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие. М., 1996; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2004; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
156.26 кб

«Риторика в современной России : традиции и новые задачи» : XVIII Международная конференция по ритор

Антонова Любовь Геннадьевна, Стернин Иосиф Абрамович, Чувакин Алексей Андреевич