РИСК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РИСК
отвага, смелость, решимость, действие на авось, наудачу. Рисковое дело-неверное, сомнительное, опасное.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

РИСК
(от греч. risikon – скала, утес) – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.
* Ситуация риска в молодежной среде – ситуации в процессе жизнедеятельности молодежи, характеризующиеся возникновением и развитием угроз и опасностей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Риск
ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии термину Р. соответствуют три основных взаимосвязанных значения: 1) Р. как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае; 2) Р. как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом); экспериментально различают Р. мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и Р. бескорыстный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответствующего действия выделяют оправданный и неоправданный Р.; 3) Р. как ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным (однако более надежным) и более привлекательным (но менее надежным, исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Традиционно здесь выделяют два класса ситуаций, в которых: а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений (ситуации типа «уровень притязаний»); б) неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции). Важное различие имеется между теми ситуациями, где исход зависит от случая (шансовые ситуации), и теми, в которых он связан со способностями субъекта (ситуации навыка). Выявлено, что при прочих равных условиях более высокий уровень Р. проявляется в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, когда человек считает, что от него что-то зависит.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

РИСК
возможная опасность либо действие наугад в надежде на удачный исход (С.И. Ожегов).
Под Р. обычно понимают историческую, экономическую, экологическую, политическую, технологическую, финансовую, социальную и прочие категории, связанные с опасностью потерь, ущерба для жизнедеятельности, состояния здоровья, продолжительности и качества жизни, благополучия и развития как отдельного субъекта, их групп и сообществ, так и цивилизации в целом. Степень Р. – это вероятность наступления негативного или нежелательного события, ситуации потерь с учетом степени, масштаба или размера возможного ущерба для субъекта.
В русский язык слово «Р.» пришло из испанского, где оно означает «подводная скала». Мореплаватели под зтим словом понимали опасность, которая могла угрожать их кораблям. В научном смысле Р. – специфическая деятельность в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора. Там, где нет выбора, не возникает рискованной ситуации и, следовательно, не будет Р. Р. – творческая деятельность, которая характеризуется неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Он обусловлен самой сущностью творческого процесса, особенностями внедрения нового, поисками еще не апробированных средств, форм и методов работы. Творчество предполагает наличие вариантов, между которыми нужно выбирать.
Ныне «среда нашего действия» становится все более рыночной. Это вносит в жизнь дополнительные элементы неопределенности, следовательно, расширяет зоны рискованных ситуаций. В условиях неопределенности ситуации возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого результата, следовательно возрастает и степень Р. В условиях рыночной экономики любому из нас приходится каждый раз вновь стоять перед выбором: быть или не быть, рискнуть что-либо изменить или оставить все как есть.
Р. – это соль предпринимательства, тень, преследующая всюду предпринимателя. Все виды деятельности связаны с определенной долей Р. С Р. сопряжены труд и отдых, жизнь и быт. Р. может быть меньшим или большим, но избежать его в любой деятельности невозможно, успех в жизни без Р. – это утопия. Деятельность человека, лишенного возможности идти на Р., становится консервативной, малоэффективной. В менеджменте, например, руководитель, избегающий принятия рискованных решений, считается опасным для организации, обрекающим ее на застой.Бурно развивается рисковый бизнес. В повседневный обиход вошли словосочетания типа «Рисковый капитал», «коммерческий Р.». Возник новый раздел менеджмента – «менеджмент Р.». Популярными стали пословицы и поговорки: «Р. – благородное дело», «Кто не рискует – тот не выигрывает», «Кто не рискует – тот проигрывает».
Виды Р.: управленческий, профессиональный, спортивный, педагогический, политический и т.д.
Отношение к Р. во многом характеризует другие взгляды человека. Можно выделить два основных типа людей по отношению к Р. и поведение в ситуации Р. Одни (их меньшинство), добиваясь осуществления той или иной цели, стремятся к тому, чтобы достичь успеха. Такие люди решительны, инициативны, испытывают постоянную тягу к Р. Другие (их большинство) направляют свои усилия преимущественно на то, чтобы уклониться от участия в деятельности, связанной с Р. Принадлежность к тому или иному типу определяют внешние обстоятельства, жизненный опыт, некоторые врожденные черты, специфика воспитания.
Что нужно сделать для того, чтобы думать и действовать по-новому, работать инициативно и ответственно, не бояться идти на Р.?
– Умение идти на Р. прежде всего формируется в той среде, в которой человек действует, работает. Если в организации Р. считается нормой, работники будут чаще принимать смелые, неординарные решения по сравнению с коллективом, где Р. считается «социальным злом». Там, где руководители допускают определенный Р., там сотрудники чаще будут браться за решение новаторских проблем. И наоборот, там, где каждая неудача вследствие принятия рискованного решения сопровождается наказаниями со стороны начальства, работники всегда будут предпочитать стандартные, безопасные, исключающие новизну решения. Система «поощрения» наказанием за Р. отбивает охоту рисковать;
– Для воспитания Р. необходимо на полную мощность включить интересы, прежде всего экономические, научиться эффективно воздействовать на формирование потребностей, социальных и психологических установок.
Готовность к Р. одного и того же человека зависит от конкретных обстоятельств. Нередко от смелых людей слышишь: привыкнуть к Р. мне помог спорт. Установлена такая зависимость – чем дольше человек выполняет данные профессиональные обязанности, тем меньше им воспринимается Р., сопутствующий этой деятельности. Например, монтажники- высотники, опытные водители автомобилей, альпинисты оценивают опасность, сопряженную с их профессиональными действиями, ниже, чем люди, которые никогда не выполняли действий, связанных с этими профессиями;
– Инициативным, предприимчивым людям нужна защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание работника, пошедшего на Р. С точки зрения закона Р. должен быть правомерным. Право на Р. имеет не меньшее значение, чем закон, дающий людям возможность на необходимую оборону или право совершать такие действия, которые могут наказываться при обычных условиях, но допустимы в определенной обстановке.
Чтобы решиться на Р., человек должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его самого. Возможность ошибки следует расценивать как неотделимый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности руководителя. Имеются в виду, разумеется, не ошибки вообще, а те, что оказываются таковыми вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного Р.;
– Чтобы Р. был более надежной опорой в решении насущных проблем, ему необходимо добротное информационное сопровождение. Ложные данные, слишком ограниченная или избыточная информация приводят к неправильной оценке действительного Р.
Рискуя, человек прежде всего стремится реализовать собственные способности, хочет самоутвердиться. Поэтому важное значение имеет понимание различий между оправданным Р. и ложной бравадой, использование мер и способов, помогающих развивать «страховочные механизмы» – рассудительность, сознательность, формировать полезныенавыки. Одновременно необходимы ситуации, в которых можно было бы проверить свои силы на трудном деле, сложных работе и задании;
– Существуют два типа Р. – рациональный (обоснованный) и нерациональный (необоснованный). Р. в принципе не может быть правомерным, если при проведении эксперимента, внедрении нововведения нет полной уверенности в том, что они не угрожают жизни и здоровью людей. Лицам, склонным к неоправданному риску, присущи переоценка своих способностей и недооценка требований ситуации. У них обычно преобладает субъективная уверенность, что предпринятые ими действия завершатся успешно.
История российского предпринимательства дает немало примеров, показывающих стремление предпринимателя обеспечить максимальную надежность Р. Этот регулятор предпринимательского Р. ценен не тем, что он безогляден, а своей продуманностью, в основе которой лежит правило: «не навреди».
В жизни приходится сталкиваться с различной степенью риска. В зависимости от величины экономических потерь выделяются следующие виды Р.:
1. Допустимый Р. – потери от Р. есть, но они гораздо меньше ожидаемой прибыли. В этом случае Р. – экономически целесообразен.
2. Критический Р. – потери от Р. превышают величину ожидаемой прибыли. В этом случае Р. экономически нецелесообразен.
3. Катастрофический Р. – потери от Р. в максимуме могут достичь величины, равной имущественному состоянию рискующего. Такой Р. способен привести к банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.
Существует простейшая методика определения коэффициента Р. Если, например, вероятность достоверности конкретного прогноза составляет 95%, то вероятность того, что он не оправдается – 5%. Соответственно и коэффициент Р. будет равен 5%.
Все факторы Р. распределяются, как правило, на более и менее важные и каждому присваивается свой вес (сумма всех весов = 1). Для каждого фактора Р. определяется степень вероятности его проявления (сумма всех вероятностей = 1). Перемножив по каждому фактору Р. оба коэффициента (веса и вероятности проявления) получим показатель Р. для каждого из факторов. Знание факторов Р. позволяет принимать заблаговременные меры, ослабляющие их действие.
Для поиска лучшего решения могут применяться наряду с другими методы: «мозговая атака», «дикие гуси».
Первоочередной задачей «мозговой атаки» является выявление альтернативных решений в проблемной ситуации. В «атаке» участвует творческая группа людей. Известно, что Р. на индивидуальном уровне отличается от группового Р. Это связано с особенностями группового поведения. Группа принимает решение более высокого уровня Р. потому, что ответственность за него распределяется между всеми членами группы и это уменьшает страх перед неудачей. В связи с этим люди готовы принять групповое решение, которое обладает более высоким уровнем Р., чем решение, которое они приняли бы в одиночку.
В практике используются и так называемые «дикие гуси» – это содержание в фирме особо талантливых сотрудников «про запас» без четко обозначенных определенных обязанностей, как «возмутителей» спокойствия, «сотрясающих» систему новыми идеями и оригинальными решениями.
Лит.: Варламов К.И., Карпичев В.С. Личная тектология (самоменеджмент): Курс лекций.
– М., 1993; Арсеньев Ю.Н., Сулла М.Б. Управление риском при авариях. – М., 1997.
В.Г. Смольников, М.Б. Сулла

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
267.94 кб

Основной риск - не получить знания

Читать PDF
183.21 кб

Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики

Арламов Александр Анисимович
Педагогический риск как теоретическое понятие педагогической науки рассматривается в статье в контексте широкой философской трактовки деятельностного подхода, что позволяет различить ценностные и когнитивные аспекты этого понятия
Читать PDF
62.55 кб

Диверсионный анализ в формировании риск-мышления у специалистов в области безопасности

Муравьёва Е. В., Романовский В. Л.
В статье рассматривается проблема подготовки специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Необходимыми компонентами этого процесса выступают риск мышление и профессиональная ответственность.
Читать PDF
186.08 кб

Проблемы организации системы риск-менеджмента компании как действенного механизма снижения ее финанс

Евстратов Р. М.
В статье представлена информация о построении корпоративной системы управления рисками как механизма снижения финансовых рисков.
Читать PDF
264.07 кб

Риск развития школьной дезадаптации у детей в условиях инклюзивного образования

Грошева Е. В.
Читать PDF
71.19 кб

Особенности оценки риск-менеджмента в институте предпринимательства

Сазонова Людмила Николаевна
In the article characteristics of enterprise risk are given. The goal of risk-management is defined.
Читать PDF
358.36 кб

Экономический риск: миграционный аспект

Ульмасов Рахмон
В статье сделана попытка оценить стратегическую политику Таджикистана; определить главные риски государственной миграционной политики последнего десятилетия. Метафора миграции реализуется в ряде наблюдений и выводов автора.
Читать PDF
297.78 кб

Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании

Беляева Мария Алексеевна
В данной статье представлен рискологический ракурс педагогических исследований, обозначены его эвристические возможности.
Читать PDF
261.14 кб

Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-рес

Шахова Людмила Ивановна
В статье рассмотрено понятие психологической безопасности младшего школьника, сопровождение психологической безопасности, выделены факторы риска нарушения психологической безопасности как в общеобразовательной школе обычного типа,
Читать PDF
328.37 кб

Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе

Опфер Евгения Анатольевна
В статье рассмотрены особенности использования положений риск менеджмента в сфере управления качеством высшего образования.
Читать PDF
103.20 кб

Развитие компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита

Корнеев Д.В.
Автором обосновано применение синергетического подхода в сфере развития компетенций риск-менеджеров в условиях трансформации внутреннего аудита в риск ориентированный внутренний аудит.
Читать PDF
214.01 кб

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Долинина И.Г., Кушнарева О.В.
Настоящая статья посвящена исследованию педагогического процесса формирования риск-ориентированного мышления в контексте культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.

Похожие термины:

  • Риск педагогический

    применение необычного метода или приема разрешения отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффективны
  • Биологический риск

    1) вероятность серьезного нарушения здоровья или гибели индивидуума (критической группы людей); 2) вероятность тех или иных изменений у различных объектов биосферы от воздействия неблагоприятного
  • ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК

    коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях достижение положительного результата; неотъемлемый компо
  • Мутационный риск

    характеристика обычной (естественной) частоты мутационного повреждения соматических и половых клеток.