РЕЗИНОЧКА

Найдено 1 определение
"РЕЗИНОЧКА"
игра девочек, заключающаяся в разнообразных прыжках через натянутую резинку («бельевую резинку», резиновую тесьму). «Очевидно, игра пришла в Эстонию в 1970-х годах от северных соседей, которые прыгали в эту игру уже в 1960-х годах. В то же время она стала популярной и у других народов, например, у чехов. По данным М. Заплетала, “резиночка” “завоевала пражские улицы в 1960-х годах и быстро распространилась по всей Чехии”» (Виссел, 1996, 158).
О девочке 1963 г. р. в Ташкентской обл. в нач. 1970-х гг.: «В игру “Резиночка” играли очень недолго, эта игра была не очень популярна. Двое стояли, натянув на ноги резинку, третий прыгает, делает разнообразные движения: “мячик”, “утюг” или простые прыжки, резинку приподнимают по высоте. Правила игры: нужно прыгать, не задевая резину ногами. Потом, кто ошибается, выходит из игры и дальше ждет своей игры» (485).
О конце 1970-х гг.: «В самом конце 1970-х моя семья получила новую квартиру на новой улице Братьев Кашириных. Дворы неуютные, грязные.. Ни качелей, ни песочницы… Развлекали себя игрой в “резиночку”. Обыкновенная бельевая резинка сшивается в круг, и двое игроков натягивают ее ногами. Третий прыгает в середину. Фигуры – одна мудреней другой, резинка поднимается от щиколоток к коленям. Большие помощники – лёгкий вес игрока и удобная обувь… “Расхлопала” за три летних месяца я три пары сандалий. Влетело мне от мамы по первое число! Но это было полбеды. Главный элемент любимой игры – банальная бельевая резинка – был тоже страшным дефицитом. Но нельзя же остаться без любимой забавы. И я пошла на преступление. Моя запасливая бабушка постоянно подкупала детские колготки “на вырост”. Я вооружилась английской булавкой и выпотрошила “поддерживающий элемент” из всех колготок!.. Мне влетело… Но ругали не сильно: страсть к “резиночке” запомнилась всей моей семье» (Дергалева, 2006, 2).
О 1984 г.: «“Не вредна ли распространенная среди девочек шк. возраста игра “в резиночки” (прыжки через натянутую резинку на высоте от 10 см до 1 метра от пола)? Семья Останиных, Одесса”. Наоборот, прыжки через резинку на двух ногах на разную высоту, с различными поворотами корпуса укрепляют мышцы ног, улучшают координацию движений, тренируют сердечнососудистую систему. Но прыгать в туфлях на каблуках нельзя, лучше в спорт. обуви“ (журнал «Здоровье», 1984, № 6 – С. 5).
О середине 1980-х гг.: «Они сидят рядышком на скамейке в углу двора, кругом носятся ребята. И Денис катается верхом на Серёже, и Майя… бежит с горы, а Люда… прыгает через резиночку вместе с Ниной…, к ним подошла Кира… Интересно, примут её? Приняли… Катя… махнула рукой и побежала к девчонкам прыгать через резинку» (Матвеева, 1987; 48, 50).
О вт. пол. 1980-х гг.: «В резиночку играли, когда минимум было 3 девочки (две держат, одна прыгает). Можно было играть и вдвоем, если можно было заменить одну девочку, например, резинку можно было натянуть через забор из штакетника, металлических прутьев и т. д., через дерево, столб, стул (со спинкой желательно). Игра начиналась так: резинка натягивалась низко на уровне щиколоток (пропрыгав, резиночку поднимали выше), на голени, на уровне коленок, бедер, ягодиц, на поясе, иногда поднимали высоко, так, чтобы резиночка была где-то на рёбрах. Чем ниже была резиночка, тем сложнее были с ней манипуляции (прыгать так чтобы наступить на неё; зацепив ногами, прыгнуть, чтобы получился перекрест и т. д.) и сложными были движения). Чем резиночка выше, тем движения упрощаются и основная задача перепрыгнуть резиночку (или сначала одной ногой, а потом другой, или двумя ногами одновременно, или сначала в середину между натянутыми резинками, а потом за её пределы, или сразу за её пределы перепрыгнуть)» (552).
О 10–12-летней девочке в 1987–1989 гг.: «Следующей нашей игрой была игра в резиночку. С этой игрой мы у мамы брали бельевую резинку, связывали её. Затем прыгали, как угорелые. Я прекрасно помню, как входила в азарт. И при этом было такое чувство: вот он, последний кон, а затем пойду домой. Так без труда доходила до уровня пояса, если учитывать, что резинка была на первом коне на уровне щиколоток. И так раз за разом поднимали её. Сейчас вспоминаю, надо же: прыгала на уровне пояса… С удовольствием прыгала вплоть до тринадцатилетнего возраста. А что было, если подруги могли прыгнуть больше, чем ты! Нет, не было злости и обиды (естественно, это я смогу сказать только в отношении себя). Я приходила домой, ставила один стул с одной стороны, другой стул с другой и натягивала резинку. Дома был такой погром, точнее говоря, грохот. Называется, “я прыгала” – училась, чтобы не ударить в грязь лицом. Когда уровень высоты стула меня не устраивал, то протягивала резинку за батареей и начинала опять прыгать. Зато потом было много радости, когда я так лихо прыгала. Но так как я в семье была не единственным ребёнком, то за мной повторяли мои младшие сестры. Мама, чтобы отвязаться от нас, каждому выдала по резинке, чтобы мы не дрались… Игра в резиночку. В ней существует несколько конов, которые надо преодолеть. Скакали все подряд и везде. На улице, во дворе, в школе на переменках, дома. Я прыгала до 13 лет. Казалось бы, такая коровушка, а прыгала» (537).
О конце 1980-х гг.: «Ещё мы прыгали в резиночку. У меня было их две: одна плотная (тугая), другая послабее. Их я выпросила у мамы. Обычно играли три девочки (две стояли, одна прыгала), но могло быть большее количество игроков. Игра делилась на четыре кона, которые располагались снизу вверх. Первый кон был самый низший, его легко было пройти. Резинка натягивалась между двумя парами ног, а третий игрок прыгал. Первые движения самые легкие, было движение, которое называлось “вишенки” (где прыгать надо было параллельно резинке), “тяп-ляп” (прыгали перпендикулярно резинке, наступая на неё одновременно двумя ногами два раза). Самое сложное упражнение было в конце: нужно было закрутить резинку такое количество раз, сколько тебе было лет на данный момент, затем встать сбоку, прижав одну половину резинки к земле и прыгнуть, попав в середину раскрутившихся резинок. После удачного прыжка переходишь на второй кон, и прыгаешь те же комбинации, пока не окараешься (то есть не заденешь резинку, не приступишь её без необх-сти). Первый кон располагался на уровне щиколоток; второй – посередине ноги, между щиколоткой и коленом; третий кон – резинка находится на уровне колена; четвёртый кон – резинка находится на середине бедра. Четвёртый кон всегда был самым трудным, нужно было приложить много усилий, чтобы пройти его. Иногда мне это удавалось. Когда играющих было только двое, мы привлекали мальчишек, чтобы они постояли, либо натягивали резинку на что-то подходящее; например, у нас во дворе был вкопан столб (для чего, до сих пор не знаю), он частенько выручал нас. Плохо было, когда хочется попрыгать, а постоять некому» (607).
О перв. пол. 1990-х: «“Резиночки” – это понастоящему примета нашего детства. Я помню, в 1990-е годы этим “болели” все, начиная с первоклашек и заканчивая уже взрослыми восьмиклассницами. При этом у каждой группы девочек, всегда прыгавших вместе, были свои условия игры, например: “узкие”, “широкие”, “лягушка”» (559). Лит: Виссел, 1996, 158–165; Смирнова, 2002, 24–28.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.