Режиссура педагогическая

Найдено 1 определение
Режиссура педагогическая
(от франц. regisseur < лат. regere — править, управлять) — наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным научно-художественным единством педагогического процесса. Понятие Р. п. появилось в педагогическом языке во второй половине XX в. в связи с расширением представлений о функциях педагога и выделением функции актуализатора развития, Учителя жизни, необходимостью образования в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации и наполнения педагогического процесса богатством личностных смыслов, необходимостью сделать язык «педагогического действа» выразительным и живым. Р. п. — это деятельность педагога по разработке и воплощению замысла занятия, обладающего значительным гуманистическим и педагогическим потенциалом, которая включает в себя: нацеленность на формирование у учащихся целостных представлений и относительно завершенных способов деятельности; педагогически обоснованное структурно-композиционное построение занятия с выделением основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов; определение логики взаимодействия участников педагогического процесса и определение условий возникновения переживания в этих ситуациях, определение содержательно-эмоциональных доминант взаимодействия (Б. М. Йеменский), условий появления ценностного отношения к изучаемому объекту; организацию нравственного воздействия на учеников; планирование и организацию темпоритмового рисунка взаимодействия, развертывание «узловых» моментов занятия (урока, встречи, презентации и др.) во времени и пространстве педагогических мизансцен; поиск вариантов использования различных вербальных и невербальных языков для выражения мысли и чувства, раскрывающих значение фрагмента содержания образования; создание атмосферы совместного творческого поиска, общего положительного настроя, максимально благоприятных условий для интеллектуальной деятельности детей. Таким образом, Р. п. проявляется внешне — через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне — • через построение внутренней психологической логики взаимодействия, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах». Режиссерские способности педагога проявляются прежде всего в ощущении целостности, гармонии занятия, избыточности или, наоборот, недостаточности каких-то элементов его содержания и формы; умении определить наиболее педагогически целесообразное структурно-композиционное решение, которое позволит выразить определенную систему ценностей и отношений. Теория и практика Р. п. находятся в настоящее время на стадии становления.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.



Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
312.25 кб

Сущность и принципы педагогической режиссуры

Задорина Оксана Сергеевна
Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогической режиссуры и деятельности современного педагога.
Читать PDF
195.02 кб

Психолого-педагогическая информационно-коммуникативная режиссура урока

Боков Евгений Викторович
В статье рассматриваются варианты конструирования урока с учетом психологических особенностей освоения учащимися учебного материала.
Читать PDF
860.92 кб

Проектирование урока в соответствии с принципами педагогической режиссуры

Задорина Оксана Сергеевна
В статье анализируются основания, актуализирующие необходимость для учителя опираться при проектировании современного урока на принципы педагогической режиссуры.
Читать PDF
723.47 кб

Педагогическая деятельность в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализован

Белая Н.С.
В данной статье автор рассматривает специфику педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств.