Ретроактивное торможение
Ретроактивное торможение
[лат. retro – назад + activus – деятельный] – эффект забывания ранее заученного материала после изучения последующего.
РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ
(от лат. retro – назад) – свойство процессов памяти, выражающееся в забывании того материала, который заучивался перед изучением последующего (как бы влияние последующего заучивания на предшествующее – «влияние назад»). Например, учащийся «выучил» урок по спецтехнологии, а потом без передышки стал готовить урок по физике. После выяснилось, что материал по спецтехнологии во многом как бы «стерся» в его памяти. Существует и проактивное торможение, выражающееся во влиянии предшествующего заучивания на последующее (в нашем примере и представления учащегося, связанные с уроком по физике, тоже могли пострадать, частично стереться под влиянием предшествующей работы). Чтобы избежать явленийописанного рода, важно делать передышки, разгрузочные паузы между законченными по смыслу блоками работы. Режим смены работы и отдыха в данном случае должен быть подобран индивидуально (см. Заучивание).
Е.А. Климов
Е.А. Климов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.