РЕТАРДАЦИЯ

Найдено 1 определение
РЕТАРДАЦИЯ
(от лат. retardatio — ‘замедление’) — риторический приём, заключающийся в намеренном создании и поддержании напряжённости в тексте, оттягивании кульминационного момента и, соответственно, развязки. Сущность Р. «заключается в особой композиции простых и сложноподчинённых предложений. Эта композиция построена на психологическом механизме намеренно созданной напряжённости в развёртывании изложения, посредством внесения задержки и оттягивания завершающего содержание конца» [Прангишвили 1982: 8].
Иногда под Р. понимается «приём замедления прямого фабульного повествования в литературном произведении путём введения описаний природы, обращений к прошлому героя, философских рассуждений, лирических отступлений и т.п.» [Квятковский 1966: 241]. При Р. в текст «могут вводиться фрагменты из жизни персонажей, описания природы, лирические отступления, философские рассуждения и т.п.» [Старичёнок 2008: 518].
При построении Р. часто используются градационные союзы типа не только, но и, не столько, сколько и т.п., а также конструкции типа дальше — больше, более того ..., вдобавок ко всему..., но и это ещё не всё и т.д. Если данный приём реализуется на уровне предложения, абзаца или сложного синтаксического целого, то возможно его совмещение с восходящей градацией, поскольку в Р. компоненты располагаются в порядке возрастания их семантической и/или эмоциональной значимости. Ретардационный эффект может возникать и при помощи синонимических повторов, аккумуляции и т.п. приёмов. Чаще всего Р. реализуется на уровне всего текста и служит его архитектонической основой, средством когезии, что сближает Р. и композиционную градацию:
Доведение до самоубийства!
Вдумайтесь в страшный смысл этого тяжкого обвинения, товарищи судьи! Что должно было скрываться за этой краткой, но достаточно выразительной юридической формулировкой? Какие отношения? Какие люди?
Горькая картина должна была бы развернуться перед вами, не картина смерти, так красноречиво здесь обрисованная обвинителем, а изображение предшествующих этой смерти страданий, унижений, боли, безысходности.
Вы должны были бы здесь увидеть сильного, сурового, нет, не сурового, а жестокого, своевольного человека и мысленно представить себе его слабую, глубоко несчастную, мятущуюся жертву.
И этого мало! Вам должны были продемонстрировать, как эта жертва безуспешно бьётся в тисках материальной, служебной или иной зависимости, как безрезультатно пытается освободиться от пут подчинённости, как ищет и не находит путей к спокойной и свободной жизни.
Вас должны были, наконец, убедить в том, что между самоубийством девушки и поведением любимого ею человека имеется причинная связь, что казавшееся ей единственным выходом решение умереть естественно и логично вытекало из тех условий, в которых оказалась она по злой воле другого человека (Г. Падва). Данный пример свидетельствует о возможном сочетании Р. и градации. Каждый новый абзац начинается с градонима, выраженного словосочетанием, при этом развязка как бы оттягивается, что характерно для именно для Р.
Приём Р. используется не только в публичных выступлениях, но и в художественных и публицистических текстах как кинематографический приём (часто — в детективных фильмах), в музыке.
Лит:. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; КРРЭСС М., 2003; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д., 2007; Прангишвили Н.Н. Психолингвистическая природа стилистического приёма ретардации: КД. Тбилиси, 1982; Старичёнок В. Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д., 2008; Щербаков А.В. Градация в современном русском литературном языке (очерк экспрессивной стилистики). Красноярск, 2006.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
353.83 кб

Ретардация визуального восприятия как критерий раннего выявления дислексии

Мошкова Ольга Михайловна
Цель исследования выявить возможности диагностики несформированности последовательного визуального сканирования печатного текста и холистической стратегии опознания зрительных стимулов, влияющих на успешное формирование у детей на