Реплика

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Реплика
повторение произведения искусства, которое выполнено автором или другим художником.

Источник: Краткий словарь музейных терминов

Реплика
(от лат. replico – возвращаю назад, отрицаю) – отдельное высказывание в диалоге или полилоге. Рассчитана на реакцию собеседника [77]. Уместна в дискуссионной полемике, способствующей приближению к истине. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

РЕПЛИКА
(от фр. réplique). В диалогической речи каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге; составная часть диалога, принадлежащая одному из собеседников. Две ситуативно связанные между собою реплики образуют диалогическое единство.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕПЛИКА
(от лат. replico > фр. replique > repliquer — ‘отвечать, возражать’) — минимальная единица коммуникативной деятельности в диалоге, полилоге. Это высказывание одного из участников речевого общения от момента очередного вступления в разговор до смены говорящего. В драматическом произведении под Р. понимается ответственная фраза персонажа, в более широком смысле — всякое высказывание драматического героя.
Коммуникативно-прагматические функции Р. выполняет в составе диалогического единства/комплекса. Поэтому она всегда в той или иной мере синсемантична (несамостоятельна, зависима): инициальная в меньшей степени, ответная — в большей. В вопросно-ответном единстве это находит выражение в актуальном членении: в вопросе присутствует тема, а рема лишь намечена вопросительным словом; в эллиптичной ответной Р. содержится только рема: Ты когда уезжаешь? — Завтра. В структурном плане диапазон Р. — от междометия, частицы до предложения и группы предложений. В функциональном отношении в обоих компонентах может содержаться кроме основной иллокуции (цели речевого действия) дополнительные коммуникативно-прагматические функции. Вопросительное высказывание признаётся ведущим компонентом диалогического единства. Оно связывает предшествующее речевое или неречевое действие партнёра или сложившуюся коммуникативную ситуацию со следующим репликовым ходом, задавая его схему, частично и лексическое наполнение. В этом состоит организующая функция вопроса.
В теории вопросно-ответного диалога иногда разграничивают два вида реактивных высказываний. Прямая, положительная реакция на запрос об информации (предоставление информации) называется ответом, а непрямая, отрицательная, собственно, комментарий к вопросительному, интеррогативному высказыванию — репликой. Р. может отражать непонимание или неуверенность адресата в правильной интерпретации иллокуции высказывания. Это уточняющие вопросы типа: Это вопрос?/ Вы задали мне вопрос?. Также предлагается различать ответные Р. (самостоятельные речевые акты) и респонсивные («метакоммуникативные сигналы-поддакивания: Не иначе; Ага; Да уж; Ну и что?; Неужели?). Последние называют также релятивами.
Среди вопросительных Р. выделяют собственно вопросительные высказывания с иллокуцией запроса информации и несобственно вопросительные: констатирующие данное или противоположное положение дел, побуждающие к речевому действию и устанавливающие, поддерживающие и размыкающие речевой контакт \'7bНе есть ли это пустая отговорка?/ Можно ли так превратно истолковать мои слова?/ Нельзя ли покороче?/ Не объяснишь ли... ?/ Не прекратить ли нам эти пустопорожние прения?). По типу высказывания это Косвенные высказывания (см.), содержат лишь намёк на истинное намерение субъекта утверждать, опровергать, побуждать и пр. Они выполняют регулятивную функцию вопросительных высказываний в диалогическом единстве.
Лит.: Вилкова Л.В., Сергеева М.А. Классификация реплик на вопросительный иллокутивный акт. URL:www.frgf.utmn.ru/last/No 18text03.htm; Колокольцева Т.Н. Культура диалогического общения (реплики-реакции в диалоге) // Грани познания. 2009. № 1 (2); КЛЭ. М., 1971; Михайлов Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка. М., 1994; Романов А.А.Системный анализ регулятивных средств диалогического общения. АДД. М., 1990; Рыжов С.А. Функционально-семантические свойства интеррогативных реплик в динамической модели диалога: АКД. Тверь, 2003; Чхетиани Т.Д. Метакоммуникативные сигналы слушающего в фазе поддержания речевого контакта // Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987.
А.А. Бернацкая

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
424.14 кб

Типы семантической связности реплик в публичном диалоге

Московкин Л.В.
В статье речь идет о типах семантической связи реплик-стимулов и реплик-реакций в минимальных диалогических единицах.
Читать PDF
8.20 мб

Репликация обычно-правовых норм коми (зырян) как условие реализации воспитательного процесса и основ

Плоцкая Ольга Андреевна
В статье представлен анализ зырянских обычно-правовых норм, регулировавших воспитательный процесс.
Читать PDF
319.40 кб

Педагогическая репликация как механизм трансформации знаний о здоровом образе жизни в личностные смы

Югова Елена Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы преобразования знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в личностные смыслы жизнедеятельности студентов.

Похожие термины:

  • Репликация

    повторение конкретного открытия в других ситуациях и с участием других людей; имеет важное значение для формирования научной теории [26, c. 279].
  • РЕПЛИКИ-ПОБУЖДЕНИЯ

    Стереотипные выражения, провоцирующие ответ, типа: Что нового?; Как дела? и др.
  • РЕПЛИКИ-РЕАКЦИИ

    Стереотипные выражения, являющиеся частью диалогических единств. Основными типами таких реплик являются: реплики согласия (Да; Конечно; Безусловно), реплики отрицания (Нет; Ни в коем случае), репли