вербально оформленный игровой массаж спины, явление детской культуры 1980-х-2000-х гг. Массаж делают дети детям или взрослые детям.
О г. Катайске в 1990–1991 гг.: «Массаж делали в 6–7 лет, сопровождая действия словами: “Рельсы, рельсы (двумя пальцами правой руки сверху вниз водить вдоль спины), шпалы, шпалы (двумя пальцами правой руки слева направо водить поперек спины). Ехал поезд запоздалый (двумя пальцами правой руки плавными движениями сверху вниз вести вдоль спины). Из последнего вагона сыпалось зерно (указательным пальцем правой руки тыкать по всей спине). Куры клевали, клевали, петухам не давали, не давали (щипать пальчиками по всей спине). Пришёл дворник, всё смел (погладить спину руками), поставил стол, поставил стул (стукнуть два раза кулаком по спине) и написал письмо (указательным пальцем правой руки как будто писать письмо)» (116).
О 1991–1993 гг.: «Девочки-первоклассницы толпились у моего стола… Потом на меня навалились девочки постарше: “А вот это знаете? “Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…”” …Шустрая девочка начинает диктовать, показывает, что при этом надо делать. По ходу расспрашиваю: “Как это называется?” Не знают, никак не называют. “А щипаться надо по-настоящему, чтобы больно было? Или можно понарошку?” Оказывается, щиплются, тычут пальцем, бьют кулаком по-настоящему, даже синяки бывают… И обижаться не положено. Приходится самой определять, что это за приговорки такие, под которые девочки и мальчики производят форменный массаж спины… пусть будут щипалки. Подумав, девочки соглашаются. …Щипалки… обладают всеми признаками фольклорного произведения. Они функциональны. Передаются устно. При наличии канонического остова существует масса вариантов… “Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, / Едет поезд запоздалый. / Из последнего окошка / вдруг просыпались горошки. / Пришли куры – поклевали. / Пришли гуси – пощипали. / Пришёл слон – потоптал. / Пришёл директор магазина, / принёс сто, стул и пишущую машинку и стал печатать. / Я – директор магазина. Вжик-вжик! / Я купил себе машину. Вжик-вжик! / Я купил жене и дочке / разноцветные чулочки. Вжик-вжик! / Одну пару я порвал, / а другую потерял. Написал он письмо, заклеил и поставил печать. Какую тебе печать? Русскую, английскую или французскую? (Русскую – сильный удар ниже спины, английскую – удар слабее, французскую – поглаживание). Письмо шло, шло и перешло (удар по подколенке). Потом шло, шло и не дошло (удар по пояснице). Потом шло, шло и дошло (удар ниже спины)” (Алина Федорова, 7 лет, детский сад № 142)» (Николаева, 1994, 53–54).
О Шадринске в 1993–1997 гг.: «Когда мне было 8–12 лет, и я летом часто ездила отдыхать в лагери или санатории, мы с другими ребятами часто делали друг другу массаж. Его делали на спине, произнося слова и выполняя определенные действия. “Рельсы, рельсы… (ребром ладони несколько раз проводили вертикально по спине); шпалы, шпалы… (ребром ладони горизонтально по спине); ехал поезд запоздалый (двумя руками проводили по спине вертикально вверх от поясницы до шеи); из последнего вагона вдруг посыпался горох (подушечками пальцев обеих рук стучат по спине несколько раз); прибежали куры, поклевали (соединяли большой и указательный пальцы на руках и тыкали ими в спину); прибежали утки, пощипали (щипали пальцами за спину); прибежали слоны, потоптались (ударяли кулаками по спине); пришел дворник, все подмел (легонько поводить ладонью по спине, поглаживающее движение); поставил стул (слегка стукнуть кулаком по спине); поставил стол (стукнуть еще раз посильнее) и начал писать: “Дорогая дочка, я купил тебе новые носочки” (выводить пальцем по спине буквы). Точка (удар кулаком). “Дорогая дочка, я купил тебе новые чулочки. Точка” (те же действия)...” Чем всё заканчивалось, я не помню. Часто мы придумывали разные продолжения сами» (111).
О с. Красная Нива Шадринского р-на 1996 г.: «Массаж делают на спине, сопровождая движения стихом. Мне было 12 лет. “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, / Ехал поезд запоздалый, / Из последнего вагона / Вдруг посыпалось зерно. / Пришли куры, поклевали-поклевали, / Пришли гуси, пощипали-пощипали. / Пришёл слон, пришла слониха, / Пришёл слонёнок. / Пришёл дворник, всё подмел, / Поставил стул, стол. / Я пришлю жене и дочке заграничные чулочки / Точки-точки; точки-точки. / А чулочки не простые, / Всё застежки золотые”» (112).
О 2006 г.: «[О Юлечке Батуевой в возрасте 2,5 года рассказывает мама] Просит сделать массаж “рельсырельсы, шпалы-шпалы”. Я делаю. Массаж, рассказываю про рассыпанный горошек и заканчиваю: “Пришла лисичка, хвостиком помела, и от нашего горошка ничего не осталось”. Юля, подумав: “Они, зверюшки, что ли ели как свинюшки? А лисичка за ними подметала?” Ещё подумав: “Лисичке пылесос нужен”» (Комсомольская правда. Челябинск. 14–21 декабря 2006 г. – С. 12).