Религиозное воспитание

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВОСПИТАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
(КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ) — целенаправленный процесс формирования образа мыслей и поведения, строго соответствующего учению той или другой церкви или вероисповедания.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Религиозное воспитание
это воспитательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии. Через воспитательное воздействие религия проникает в душевную жизнь человека и направляет его волю к совершению действий, требуемых религией. Религия способствует сдерживанию страстей, дает смысл жизни и делам, гармонизирует бытие, нравственно направляет. С помощью религии можно воспитывать цельный характер, в котором ум, просвещенный боговедением, соединяется с сердцем и волей к деятельности. Религиозная область богаче житейских примет и поверий, она умиротворяет человека, успокаивает душу, учит любить родителей и близких, прощать врагов, видеть мудрость и добро, жить в благости всемогущего Творца. Никакое воспитание нельзя лишать религиозности еще и потому, что религия есть основа культуры человека. Его нельзя противопоставлять светскому воспитанию, они непременно должны слиться в единую систему.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
воспитание, целью которого является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди. Применяются и меры наказания — искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние. На часть молодежи интенсивное религиозное влияние оказывает деятельность Церкви, прямая религиозная пропаганда, специальные передачи на религиозные темы. Массовая культура, средства массовой информации — журналы, кинофильмы, книги —уделяют большое внимание религии, отправлению религиозных культов, проблеме религиозных переживаний в нравственных исканиях человека. Анализ воспитательной функции религии показывает, что религиозное воспитание представляет собой целую систему воздействия с глубокими социально-историческими и психологическими корнями.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием. Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.). В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
340.84 кб

Религиозное воспитание в Финляндии – 2011 г.

Иивонен Пекка Тапани
Читать PDF
511.53 кб

Религиозное воспитание и образование в Забайкалье

Матвеев Павел Сергеевич
Раскрывается сущность и содержание религиозного воспитания, его отличие от духовно-нравственного; излагается история религиозного воспитания в разных типах учебных заведений Забайкалья, анализируются учебные планы, дается оценка ф
Читать PDF
414.57 кб

Взгляды М. М. Манасеиной на религиозное воспитание

Чмелева Елена Викторовна
В статье анализируется концепция М. М. Манасеиной о непрерывном религиозном воспитании детей от рождения до 24 лет.
Читать PDF
215.33 кб

Семейное воспитание: философско-религиозный аспект

Геллер Г.А., Ванина И.Н.
Статья посвящена актуальным вопросам семейного воспитания, которое рассматривается с точки зрения философско-религиозного подхода. В качестве философской составляющей приведены взгляды великого русского философа В.С. Соловьева.
Читать PDF
145.99 кб

Мысли епископа Иринея (Орды) о религиозном воспитании в семье

Кайдалова М. А.
Епископ Ириней (Орда) (в миру Харисим Михайлович Орда) (1837-1904) вошел в историю России как талантливый проповедник, духовный писатель и лингвист.
Читать PDF
107.08 кб

Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание в школе

Григоренко Андрей Юрьевич
Сегодня многие ученые, писатели, политические и общественные деятели, религиозные лидеры нашей страны единодушны в мнении, что современная Россия переживает глубокий социально-политический и духовно-нравственный кризис.
Читать PDF
2.48 мб

Этапы религиозного воспитания школьников в ФРГ после 1945 года

Жуковский В. Н., Артерчук Т. А.
Читать PDF
186.36 кб

Значение религиозного компонента в духовнонравственном воспитании

Пасешниченко И. С.
Читать PDF
866.68 кб

Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман

Алиева Бика Шапиевна, Омаров Омар Алиевич, Омарова Тамила Абдурашидовна
Раскрывается воспитательный потенциал традиционной народной педагогики народов Дагестана, ориентированной на ислам как учение, ценности исламской культуры в семейном воспитании.
Читать PDF
658.31 кб

Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии

Склярова Татьяна Владимировна
В статье предложено сравнение воззрений на религиозное воспитание отечественных педагогов начала 20 века о значении религиозного воспитания, а также взаимоотношений церкви и школы. В фокусе внимания позиция М.М. Рубинштейна и А.Ф.
Читать PDF
371.16 кб

Роль семьи в религиозном воспитании в оценках мусульманской молодежи

Уфимцева Екатерина Игоревна
Статья посвящена анализу значения и роли семьи в процессе религиозной социализации мусульманской молодежи в современном российском обществе.
Читать PDF
100.94 кб

Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей

Склярова Татьяна Владимировна
Читать PDF
163.35 кб

Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека

Плешаков Владимир Андреевич
В статье анализируется актуальность проблемы приобщения человека к высшим нравственным ценностям в XXI в.
Читать PDF
362.19 кб

Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания

Склярова Татьяна Владимировна
Исследована проблема передачи традиции как совокупности социального и культурного наследования и показано ее значение для социальной педагогики.
Читать PDF
271.47 кб

Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта

Воробьев Николай Егорович, Шачина Анна Юрьевна
На основе архивных данных рассмотрены формы интеграции вуза и предприятий. Территориально-производственные комплексы 80-х гг. рассматриваются как прототипы современных производственно-образовательных кластеров.

Похожие термины:

  • Воспитание религиозное (конфессиональное)

    целенаправленный процесс воспитания духовного образа мыслей и поведения строго соответствующего установленному учению той или другой церкви или вероисповедания, сопровождающийся соблюдением