Религия
РЕЛИГИЯ
мировоззрение и мироощущения, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.
РЕЛИГИЯ
форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы, человека и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Литература: [65].
РЕЛИГИЯ
вера в реальность сверхъестественного; форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Религия
(от лат. religio – набожность, святыня) – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ). Религия также понимается как одно из направлений такого общественного сознания, как та или иная вера, вероисповедание.
Источник: Военная педагогика
Религия
форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой.
РЕЛИГИЯ
от лат. religio — набожность, святыня, благочестие) — мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей. Практическая религия по сути своей есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
РЕЛИГИЯ
(от лат. religio благочестие, набожность, святыня, предмет культа)мировоззрение и мироощущение, основанные на вере в Бога или богов, сверхъестественного, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), в которых человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жервоприношении и т.д., совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек, объединение религиозных людей в различные организации: церковь или секты, монашеский орден, профессиональные группы служителей культа. Основные религии: буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, конфуцианство, христианство (православие, католицизм, протестантизм).
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Религия
лат. – вера) – это особая форма общественного и индивидуального сознания, признающего господство внешних сил (Бога) над человеком, заслуживающих послушания, поклонения и почитания. Это универсальное явление человеческого общества. Как мировоззренческая система, религия пытается проникнуть в тайны человеческого бытия и поэтому рассматривает вопросы о смысле жизни и воспитания, проблемы бессмертия, о нравственных законах бытия, о ценностях человеческой жизни и др. Как учение – это высшая форма человеческого духа. С помощью религии устанавливается духовно-практическая связь между людьми на основе священного отношения к таким ценностям, которые признаются верующими наиболее важными для укрепления единства их сообщества и специфическое познание которых становится самым глубоким смыслом жизни исповедующего такую веру человека. В практике индивида религия – это сфера Духа и Души и того, что не ограничивается земным существованием, что поднимает человека до сверхчувствительного восприятия мира, в область бесконечного и абсолютного. Через религию человек понимает, что видимый мир есть лишь часть духовно более совершенного мира и что с этим мировм надо жить в гармонии. Религия способствует эволюционному развитию человека через культуру, в том числе и в сфере образования. Человечество знает три мировых религии: буддийская, христианская, ислам.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
РЕЛИГИЯ
«…взгляды и представления, основанные на убеждении в существовании божественных сил, управляющих миром» (Словарь, 1961–12, 1199). Религия и дети.
О нач. ХХ в.: «В период отрочества мальчики и девочки усваивали православные традиции, с которыми их начинали знакомить обычно в семь-восемь лет. Прежде всего детей обучали молитвам и следили за тем, чтобы дети не забывали их произносить утром и вечером. Первая молитва, которую усваивал ребенок, носила импровизационный характер: “Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка” (Чарушин А.А. Воспитание детей у народа: Отрочество и юность // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1917. № 5. – С. 206). Затем дети учили наизусть “Отче наш” и “Богородица, дево, радуйся”, которые, по мнению русских, быстрее, чем другие молитвы, доходили до Бога и хорошо помогали в сложных жизненных обстоятельствах. В возрасте семи лет детей полагалось вести к исповеди и первому причастию. Это событие рассматривалось как очень важный этап в жизни маленького человека. Родители и крестные старались раскрыть ребенку смысл таинства. Первое причастие оказывало очень сильное духовное воздействие на ребёнка и, как правило, оставляло след на всю жизнь. Дальнейшее приобщение детей к православию происходило благодаря посещению церкви и пению в церковном хоре, чтению Псалтыри, молитвенников, житийной литературы» (Шангина, 2003, 211–212).
О нач. 1960-х гг.: «И вдруг… появляется священник; пыля сандалиями, он спешит куда-то, подобрав полы подрясника, так что видны голубоватые “стильные” брюки... “А смешно: спутники, ракеты – и поп! Почему он до сих пор не убедился, что бога нет? – спрашивает Зина и отвечает сама себе: – Ему же деньги платят за бога”. Нюрка поднимает голову от тарелки: “А вот бабушке Тарасовне никто не платит, а она почему-то верит”… Зина обдумывает ответ, но снова вмешивается мама; она спрашивает…: “Быть может, она и тебя в церковь водит, это твоя бабушка?” Нюрка громко: “Да, я была в церкви!” И тише, мечтательно: “Поют там до чего же хорошо!..” У мамы пошел пятнами лоб: “Ты же пионерка, бессовестная, что ты говоришь? Ну даже если ты заглянула просто из любопытства – это же опасно! Первый раз пойдешь послушать, как поют, а второй – молиться!” “Значит, вы всю жизнь в школе учите, а поп с одного разу вас перешибет? Поп-то, выходит, сильнее?” “Аня! Я тебя серьезно предупреждаю… В моем доме…” “А вдруг я и сама в бога верю?” – спрашивает Нюрка» (Бейлина, 1966, 5–6). См. также: Бог; Религиозные праздники; Борьба с религией; Исповедь; Молебен; Молитва.
О нач. ХХ в.: «В период отрочества мальчики и девочки усваивали православные традиции, с которыми их начинали знакомить обычно в семь-восемь лет. Прежде всего детей обучали молитвам и следили за тем, чтобы дети не забывали их произносить утром и вечером. Первая молитва, которую усваивал ребенок, носила импровизационный характер: “Пресвятая Богородица, спаси нас; помилуй нас, Господи; батюшка, милостивый Микола, сохрани нас, подай здоровьица тятьке, мамке, братцам, сестрицам, пошли нам хлебца, молочка” (Чарушин А.А. Воспитание детей у народа: Отрочество и юность // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1917. № 5. – С. 206). Затем дети учили наизусть “Отче наш” и “Богородица, дево, радуйся”, которые, по мнению русских, быстрее, чем другие молитвы, доходили до Бога и хорошо помогали в сложных жизненных обстоятельствах. В возрасте семи лет детей полагалось вести к исповеди и первому причастию. Это событие рассматривалось как очень важный этап в жизни маленького человека. Родители и крестные старались раскрыть ребенку смысл таинства. Первое причастие оказывало очень сильное духовное воздействие на ребёнка и, как правило, оставляло след на всю жизнь. Дальнейшее приобщение детей к православию происходило благодаря посещению церкви и пению в церковном хоре, чтению Псалтыри, молитвенников, житийной литературы» (Шангина, 2003, 211–212).
О нач. 1960-х гг.: «И вдруг… появляется священник; пыля сандалиями, он спешит куда-то, подобрав полы подрясника, так что видны голубоватые “стильные” брюки... “А смешно: спутники, ракеты – и поп! Почему он до сих пор не убедился, что бога нет? – спрашивает Зина и отвечает сама себе: – Ему же деньги платят за бога”. Нюрка поднимает голову от тарелки: “А вот бабушке Тарасовне никто не платит, а она почему-то верит”… Зина обдумывает ответ, но снова вмешивается мама; она спрашивает…: “Быть может, она и тебя в церковь водит, это твоя бабушка?” Нюрка громко: “Да, я была в церкви!” И тише, мечтательно: “Поют там до чего же хорошо!..” У мамы пошел пятнами лоб: “Ты же пионерка, бессовестная, что ты говоришь? Ну даже если ты заглянула просто из любопытства – это же опасно! Первый раз пойдешь послушать, как поют, а второй – молиться!” “Значит, вы всю жизнь в школе учите, а поп с одного разу вас перешибет? Поп-то, выходит, сильнее?” “Аня! Я тебя серьезно предупреждаю… В моем доме…” “А вдруг я и сама в бога верю?” – спрашивает Нюрка» (Бейлина, 1966, 5–6). См. также: Бог; Религиозные праздники; Борьба с религией; Исповедь; Молебен; Молитва.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.