РЕЙН Вильгельм

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РЕЙН (Rein) ВИЛЬГЕЛЬМ (1847-1929)
немецкий педагог. В 1885 стал преемником К.Ф. Стоя на кафедре педагогики Йенского университета, которая в период деятельности Р. (до 1923) стала одним из центров педагогических исследований в Германии. Пропагандировал идею единой школы. Стремился согласовать идеи И.Ф. Гербарта с новыми направлениями в педагогике. Подробно разработав идею ступеней обучения, Р. предложил (вместо 4 гербартовских) систему из 5 ступеней: "подготовка", "изложение", "понимание", "обобщение", "применение". По принципам Гербарта разработал целостную методику учебного процесса в народных школах Германии. В конце 70-х гг. создал (в соавторстве) серию из 8 пособий, в которых проанализированы практические вопросы обучения по всему курсу 8-летней народной школы, включая поурочные разработки. Р. - автор курса педагогики в 3 тт.; под его редакцией издан "Энциклопедический справочник по педагогике" в 10 тт. (1903-11).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РЕЙН Вильгельм
10.8.1847, Эйзе-нах, — 19.2.1929, Йена), нем. педагог. Изучал теологию в ун-тах Германии, курс педагогики прошел под руководством К. Ф. Стоя в Йене и Т. Циллера в Лейпциге. С 1871 преподавал в пед. семинариях; в 1885 стал преемником Стоя на кафедре педагогики Йенского ун-та, к-рая в период деятельности Р. (до 1923). превратилась в один из центров пед. исследований в Германии: при кафедре была организована эксперим. школа, в к-рой с пед. практикой Р. могли знакомиться многочисленные экскурсанты и стажеры из др. стран.
Р. стремился согласовать идеи И. Ф. Гербарта с новыми направлениями в педагогике. Подробно разработав в этой связи идеи ступеней обучения, Р. предложил (вместо 4 гербартовских). систему из 5 ступеней: «подготовка», «изложение», «понимание», «обобщение», «применение». Идеи развивающего обучения Р. стремился применять таким образом, чтобы учащиеся побуждались к выяснению внутренних связей между явлениями и фактами и самостоят. выводам.
По принципам Гербарта разработал целостную методику уч. процесса в нар. школе Германии в кон. 19 в. В кон. 70-х — нач. 80-х гг. совм. с преподавателями учительской семинарии в Эйзенахе создал серию из 8 пособий, в к-рых проанализированы практич. вопросы обучения по всему курсу 8-летней нар. школы, включая поурочные разработки. Эта серия получила широкую известность и была переведена на ряд иностранных языков.
Р. пропагандировал идею единой школы. По Р., общей для всех детей должна быть только нач. ступень — нар. школа; после нее дети из семей с низкими доходами должны поступать преим. в нач. проф. школы, дети из ср. слоев — в реальные школы, а затем в ср. спец. уч. заведения; дети состоятельных родителей — в гимназии и оттуда в высш. уч. заведения. Этапом воспитания и обучения рассматривалась и обязательная для юношей служба в армии.
Многолетняя преподавательская деятельность Р. содействовала подготовке значит. числа учителей нар. школ и их метод, обеспечению. Автор курса педагогики в 3 тт. Под ред. Р. издан (с 1895). «Энциклопедический справочник по педагогике» в 10 тт. (Enzyklopadisches Handbuch der Padagogik, 1903—11), одно из наиболее известных отраслевых справочных пособий для учителей и исследователей.
Соч.: Theorie und Praxis des Volksschulunterrichts nach Herbartischen Grundsatzen 1. Schuljahr, Lpz., 19088; 2. Schuljahr, Lpz., 18873; 3. Schuljahr, Lpz., 190l4; 4—8. Schuljahr, Lpz., 1892—19103 (совм. с A. Pickel, E. Scheller); Padagogik in systematischen Darstellung, Bd l—2, Langensalza, 1902—06; Die deutsche nationale Einheitsschule, Osterwieck, 19193.
Лит.: Saupe E., Deutsche Padagogen der Neuzeit, Osterwieck am Harz, 19298.
А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия