РЕЧЁВКА

Найдено 1 определение
РЕЧЁВКА
текст, громко произносимый (выкрикиваемый) идущим строем ребятами; как правило, текст построен в виде своеобразного диалога: часть текста произносится одним из марширующих (командиром отряда, вожатым и др.), часть – остальными марширующими; «ритмические стихи на пионерские темы, которые произносятся в строю ведущим и пионерами в такт на четыре счёта» (БГ, 1977, 44).
О Мишкинском р-не в середине 1970-х гг.: «В летние каникулы вся школа посменно отдыхала в пионерском лагере… Речевка сопровождала отряд всюду. “Раз, два, три, четыре. / Три, четыре, раз, два. / Кто шагает дружно в ряд? / Пионерский наш отряд”. “Нас много, много нас. / Кто с нами, / Тот смелей шагай за нами”» (491).
О конце 1970-х гг.: «Но идиотское, что было в лагере, когда мы ходили строем под речёвку: “Раз, два, три, четыре, / Три, четыре, раз, два. / Кто шагает дружно в ряд? / Это дружный наш отряд. / Кто шагает правой, / Левой, левой”» (477).
О вт. пол.. 1970-х – перв. пол. 1980-х гг.: «Два года подряд, в 4 и 5 классе я ездила в пионерский лагерь “Лесная сказка”. И ездила вожатой… Тексты речёвок. [Речёвка] при ходьбе в столовую: “Раз, два, / Три, четыре, / Кто идет? / Мы идем! / Кто поет? / Мы поем! / Дружные, веселые, всегда мы тут как тут. / Пионерыленинцы в столовую идут”. [Речёвка] в столовой: “Всем, всем, доброе утро (вечер, день). / Всем, всем, приятного аппетита. / Спасибо нашим поварам / За то, что вкусно варят нам. / Открывайте шире двери, / Мы голодные, как звери, / Ещё пять минут сидим, / Потом повара съедим, / Поварятами закусим, / Полстоловой разнесём, / А дежурного по кухне – / На шашлык и унесем”» (479).
О перв. пол. 1980-х гг.: «Сегодня Сережа принес ребятам письмо от СДО (совета друзей октябрят): “Дорогие ребята! Скоро праздник Красной звездочки. На празднике будет много гостей. Вы уже подготовили выступление, выставку? Научились петь октябрятский марш и шагать под речёвку? Мы будем у вас на празднике и посмотрим, чья пятерка окажется самой дружной и находчивой”. Малышам очень захотелось хорошо подготовиться к празднику. Сережа научил их быстро строиться, шагать под марш и речёвку: “Раз – два! / Три – четыре! / Три – четыре! / Раз – два! / Кто шагает дружно в ряд? / Октябрятский наш отряд! / Раз, в ногу! / В ногу раз! / Нас много. / Много нас. / Рей, знамя! / Знамя, рей! / Жить дружно / Веселей. / Смелые, умелые, / Мы очень любим труд. / Октябрята смелые / Весело идут!”… Одному октябренку поручается сделать эмблемы для всех ребят. Затем ребята разучивают речёвку и учатся ходить под неё строем. На сборе группы пионеры будут определять, какая звёздочка делает это лучше всех. Конечно, никому не хочется подводить свою звездочку. Поэтому все с энтузиазмом скандируют: “Это чьи идут ребята? / Октябрята, октябрята! / Раз – два! / Вейся, флаг! / Три – четыре! / Шире шаг! / Бодрые, умелые, / Сильные и смелые! / Звезды алые горят. / Нет дружнее октябрят!”» (Бесова, 1988, 54).
О 1980-х гг.: «Речёвки в лагере. [Вожатый, ведущий, далее – В.]: “Шила-брыла-брыла-пша”. [Отряд, далее – О.] “Опша”. В.: “Опша-ша”. О: “Опша”. В.: “Каса лари лари ла”. О.: “Оха, оха, ха”. В.: “А ля мя” О.: “А”. В.: “А ме ме“. О.: “А” В.: “Гип, гип”. О.: “Ура! Ура! Ура!” В.: “Бала, бала, ми”. О.: “Хей”. В.: “Чика чика чик”. О.: “Хей”. В.: “Чик”. О.: “Хей”. В.: “Чик” О.: “Хей”. В.: “Чик чирик чик” О.: “Хей хей”. В.: “О олес” О.: “О олес”. В.: “О олес бам балас” О.: “О олес бам балас”. В.: “О чекирис бамба”. О.: “О чекирис бамба”. В.: “Оса ласа мимба”. О.: “Оса ласа мимба”. В.: “О я бананы ем”. О.: “О я бананы ем”. В.: “О апельсины ем”. О.: “О апельсины ем”. В.: “Вери вери ем”. О.: “Вери вери ем”. В.: “Шесть раз мокин”. О.: “Мокин, мокин, мокин, мокин, мокин, мокин, би-би”. В.: “Настроенье каково?” О.: “Во”. В.: “И нет другого мнения?” О.: “И нет у нас сомнения”. [При движении в столовую] В.: “Кто идёт?” О.: “Мы идём В,: “Куда идём?” О.: “В столовую”. В.: “Зачем идём в столовую?” “Кашу есть перловую. Открывайте шире двери, – мы голодные как звери, если повар не накормит, мы и повара съедим”. И концовка в двух вариантах: 1. “А дежурным в зуб дадим”. 2. “А дежурными закусим”. [При движении на речку] В.: “Кто идёт? О.: Мы идём”. В.: “Куда идём?” О.: “На речку”. В.: “Зачем идём на речку?” О.: “Плавать, бегать, загорать и с ребятами играть”» (569).
О 1987 г.: «Речёвки. [1.] “Раз, два, / Мы не ели. / Три, четыре, / Есть хотим. / Открывайте шире двери, / А то повара съедим. / Поварятами закусим, / Пол в столовой разнесём, / А дежурного по кухне / На шашлык мы унесём, / А директора в компот, / Чтобы не было хлопот”… [2.] “Это чьи идут ребята? / Октябрята, октябрята. / Раз, два, / Крепче шаг. / Три, четыре, / Вейся флаг. / Бодрые, умелые, / Сильные и смелые, / Звёзды алые горят, / Нет дружнее октябрят”. [3.] “Раз, два, / Три, четыре. / Три, четыре, / Раз, два. / Кто идёт? / Мы идём. / Кто поёт? / Мы поём. / Дружны, весёлые, / Всегда мы тут как тут. / Пионеры-ленинцы, / Ленинцы идут”» (493).
О с. Глядянское в 1994–1997 гг.: «Когда мне было 10– 13 лет, я отдыхала в лагере “Чайка”. Эту речевку мы произносили, когда шли в столовую. «“Раз, два” – “Мы не ели!” – / “Три, четыре” – “Есть хотим! / Открывайте шире двери, / А то повара съедим, / Поварятами закусим, / Полстоловой разнесём, / А дежурного по кухне / На кусочки (осколки) разорвем”. Нас этому учили вожатые» (106).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.