РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
типы высказываний или текстов, с помощью которых осуществляется общение. Понимание жанров и их создание основаны на том, что национальная речевая культура включает номенклатуру Р.ж. и модели каждого из них.
Понятие, предложенное М.М. Бахтиным в 1920-е гг., стало известным в конце 1970-х и популярным в 1990-х. По Бахтину, Р.ж. — это форма существования языка, возникающая в определённой ситуации общения; жанр обязательно адресован, имеет собственную нормативную экспрессию; каждая речевая сфера вырабатывает собственный репертуар жанров; при этом первичны жанры повседневного общения, на основе которых вырабатываются системы вторичных, в т.ч. литературных жанров. Этим понятием (или его аналогами) пользовались в своей исследовательской практике В.В. Виноградов, Б.М. Эйхенбаум, Г.О. Винокур, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский.
С 1990-х гг. понятие Р.ж. начинает интенсивно разрабатываться в русистике: появляются теоретические статьи, описания отдельных Р.ж. и их групп, обзоры, сборник «Жанры речи», где заявлено о формировании Жанроведения (см.), или генристики, как особой филологической дисциплины. Развитие теории Р.ж. стимулировано прагматикой, в частности, теорией Речевых актов (см.), а также общим поворотом филологии к реальностям речи. В стремлении к созданию энциклопедии русских Р.ж. намечена их типология, подготовлены описания массы конкретных жанров различных сфер, изучено отражение жанровой системы русской речи в русском словаре и возможности описания слов жанровой семантики в словарях.
В основе типологии Р.ж. — признак «коммуникативная цель/намерение», который противопоставляет жанры информативные (цель — действия с информацией), императивные (цель — вызвать осуществление события); оценочные (цель — соотнести событие с миром ценностей, организуемых полюсами «хорошо» = «плохо») и этикетные (цель — осуществить социальный поступок, предусмотренный этикетом).
Наряду с этим фундаментальным признаком для характеристики и описания Р.ж. важны такие их параметры, как «фактор автора», который различает, напр., Просьбу (см.) и приказ (см. Императивные речевые жанры): для второго обязательно наличие у автора полномочий; «фактор адресата», различающий, напр., две разновидности Жалобы (см.): одна предполагает адресата-утешителя (жаловаться на здоровье),а другая — адресата с полномочиями для исправления ситуации (жаловаться губернатору).
Для понимания жанра существенно различать и «тип события», обозначенного в высказывании, в частности, его оценочность, включённость/невключённость в личную сферу автора или адресата, осуществлённость/неосуществлённость; по этому параметру различаются поздравление/соболезнование, извинение/сожаление/соболезнование, извинение/предостережение.
Параметры «коммуникативное прошлое» и «коммуникативное будущее», которое автор прогнозирует или планирует, противопоставляют жанры с коммуникативным прошлым как реакции на предшествующие речевые события (ответ — на вопрос; разрешение — на просьбу) и императивные жанры как высказывания с запланированным будущим — осуществлением обозначенного события (Напиши!).
Чрезвычайно важна для описания Р.ж. характеристика их языкового воплощения, которое у разных жанров может иметь разные возможности, что определяется, в частности, сферой речи: минимум таких возможностей предоставляет повседневная и деловая речь, максимум — художественная. Этот параметр предполагает не только исчисление всех лексических и грамматических примет жанра, но и возможностей его косвенной реализации — «маски жанра». Так, просьба может быть оформлена как императивный жанр и как вопрос (ср.: Откройте окно! и Вы не могли бы открыть окно?).
Небезразлично для функционирования Р.ж. и их наименование — в языке и научном обиходе, ср.: жалоба и иеремиада; вопрос и запрос.
Понимание перечисленных свойств Р.ж., творческое владение приёмами их создания способствуют успешному общению в различных сферах речи, а значит, составляют неотъемлемую часть речевой культуры современного человека. Конкретно она проявляется в том, что можно назвать чувством жанра и жанровой рефлексией. Так, в монографии «Хорошая речь» как один из параметров хорошей речи описано «соответствие жанру», при этом имеются в виду прежде всего жанры повседневной речи, в т.ч. Светская беседа (см.) и Семейная беседа (см.).
Лит.: Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007; Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М., 2010; Жанры речи. Саратов, 1997; 1999; 2002; 2005; 2007; 2009; КРРЭСС. М., 2003; Седов К.Ф. Жанры повседневного общения и хорошая речь // Хорошая речь. Саратов, 2001; Федосюк М.Ю. Нерешённые вопросы теории речевых жанров // ВЯ. 1997. № 5; Шмелёва Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Berlin. 1990. № 2; Шмелёва Т.В. Речевой жанр: Опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев, 1995. №№ 1—2.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Похожие термины:

  • ЭТИКЕТНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

    Тип речевых жанров (приветствие, благодарность, извинение, поздравление и др.), коммуникативная цель которых – осуществить определенное социальное действие, предусмотренное этикетом данного язы
  • ИМПЕРАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

    тип Речевых жанров (см.), коммуникативная цель которых — вызвать осуществление именуемого в них события (побудить к нему). Языковые факты, имеющие отношение к функционированию И.р.ж., изучаются в те
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

    профессионально значимые для речи учителя/преподавателя речевые жанры, используемые в процессе решения учебно-методических и воспитательных задач и обеспечивающие эффективность педагогическо