РЕЧЕВЫЕ УЛОВКИ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВЫЕ УЛОВКИ
умышленные нарушения одного или нескольких принципов полемики, используемые в речевых коммуникациях как заведомо некорректные средства воздействия на оппонента и/или на его целевую аудиторию. Репертуар таких средств не исчислен, хотя известны они со времён античности. Не сложилось до настоящего времени и единой номинации и типологии Р.у. Перспективным в их познании и использовании может быть междисциплинарный подход, в рамках которого выделяется три типа Р.у.
1. Организационно-деятельностные Р.у., заключающиеся в выгодном использовании разного рода ресурсов: времени и места конкурентной речевой коммуникации, состава участников и приглашённых «третьих лиц», необходимых материально-технологических средств (микрофоны, мультимедиапроекторы и др., предоставляемые в распоряжение оппонентов), регламента, критериев оценки. В нарушение принципа демократизма разным участникам деловой полемики умышленно предоставляются критически разные организационно-деятельностные условия: удобное для одного и неудобное для другого время и место проведения встречи, комплектность предварительно предоставленной информации для одного и некомплектность для другого, умышленно несвоевременные телефонные звонки и другие помехи;
2. Логические Р.у. — нарушение в речи логических законов. Такие Р.у. были хорошо известны древнегреческим философам-софистам, отчего и терминологически маркированы сегодня их именем — Софизмы (см.) К ним проявляют интерес теоретики и практики разных познавательных областей (логика, философия, риторика, психология, теория РR-коммуникаций, культура речи, лингвистика);
3. Психологические Р.у., эксплуатирующие внушаемость человека, его эмоциональные пристрастия и вкусы, повышенную возбудимость, слабость воли, стереотипы мышления и поведения. Основная цель — вывести оппонента из состояния психологического и эмоционального равновесия и ослабить таким образом его конкурентную позицию. Репертуар таких Р.у. неисчерпаем, как и сама психика человека.
С точки зрения этики все Р.у. делятся на коммуникативно позволительные, которые, в свою очередь, подразделяются на неосознаваемые (поскольку реализуются в силу инстинктивных побуждений человека защищать себя и свою точку зрения) и осознаваемые (необходимые для предотвращения перехода из этически корректного русла в силовое), и коммуникативно непозволительные (когда умышленно наносится ущерб оппоненту, нарушаются этические принципы общения).
Среди непозволительных Р.у. особым разнообразием отличаются психологические Р.у. (оскорбление и лесть, расчётливый комплимент, демонстрация обиды, слёзы (обычно женские), ссылки на авторитет и свой богатый опыт, на свой значительный возраст или повышенную занятость, а также домыслы, целенаправленная ставка на доверительность и откровенность, мнимая невнимательность, шантаж, наклеивание ярлыков, деморализация оппонента.
Основные способы нейтрализации и противодействия Р.у.: не обращать внимания на Р.у. или тут же выразительно повторить её в своём высказывании; взаимный обмен Р.у. (возможно неоднократный); первичное согласие условно принять Р.у. как допустимую, чтобы, выиграв время, позднее вернуться к ней; неожиданный вопрос, предложение вместе подумать над допущенной Р.у.
Лит.: Андреев В.И. Конфликтология (искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995; Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспект культуры речи // Культура речи и эффективность общения. М., 1996; Винокур В.А. Уловки в споре (психологический тренинг). М.,2005; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Кузнецов И.Н. Риторика, или ораторское искусство: учеб. пособие, 2004; Мысль и искусство аргументации / под ред. И.А. Герасимовой. М., 2003; Певнева В.И. Коммуникативные стратегии и тактики в конфликтных ситуациях общения обиходно-бытового и профессионального педагогических дискурсов русской и американской лингвокультур: АКД. Кемерово, 2008; Поварнин С.И. Спор: O теории и практике спора. СПб., 1996; Родос В.Б. Теория и практика полемики. Томск, 1989; Русское и финское коммуникативное поведение: сб. статей. Воронеж, 2006.
О.П. Жданова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.