РЕЧЕВЫЕ СФЕРЫ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВЫЕ СФЕРЫ
условные, имеющие открытые границы и выделенные по функциональному принципу пространства общения, в которых протекает языковая жизнь любого национального коллектива.
Так, в японской коммуникации важнейшее место занимают речевые сферы «дома», «бизнеса» и «чайной церемонии». В русской языковой действительности корректно выделять бытовую (обеспечивает жизнь человека как частного лица), деловую (обеспечивает потребности человека как члена социума, а также управление обществом в целом), научную (используется с целью накопления, хранения и распространения знаний), политическую (формирует общественное мнение путём анализа и оценки актуальных событий, кардинальных проблем социальной жизни), церковную (предназначена для сакрального общения), светскую (обеспечивает публичный досуг человека, понимаемый как особо выделенный, значимый фрагмент его существования) и эстетическую (культивирована для переживания особого рода чувств, наслаждений, связанных со специфическим художественным восприятием и осмыслением действительности) сферы речи. Выделение в качестве специфических коммуникативных пространств СМИ и Интернета и придание им статуса целостных речевых сфер обосновывается их революционным развитием в последние десятилетия, поддерживается большим лингвистическим интересом к природе и механизмам их существования (см., напр.: [Добросклонская 2008; Сидорова 2006]), однако до сих пор носит дискуссионный характер.
Подобные типологии являются результатом культурной обработки обществом собственной речевой жизни и исторически изменчивы, что ощутимо в современной социальной ситуации [Речеведение 1996: 10].
Каждая Р.с. описывается по семи параметрам, составляющим своего рода анкету: предназначение в социальной жизни; состав участников и их роли; речевые жанры; фактура текстов; разновидность языка (стиль); способы регламентации; наконец, филологические науки, описывающие Р.с.
Проблема Р.с. — центральный фрагмент речеведения, объясняющего принципы использования языка как орудия общения и законы создания текстов [Речеведение 1996: 6]. Кроме того, она тесно связана с функциональной стилистикой [Кожин и др. 1982; Шмелёв 1977], общей филологией и риторикой [Рождественский 1996, 2004], культурой речи [КРРЭСС 2003]. Как пишет Т.В. Шмелёва, целостное учение о Р.с. ещё не разработано, однако в наши дни «не только необходимо, но и более возможно, чем совсем недавно: сегодня нехудожественные сферы речи всё более настойчиво завоевывают внимание филологов» [Речеведение 1996: 10], о чём говорят публикации, напр., об устной научной речи [Современная русская научная речь 1985; 1994; 1995], политической [Гаврилова 2004; Чудинов 2006], наконец, повседневной коммуникации [Китайгородская, Розанова 2010].
Лит.: Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Ельцина. СПб., 2004; Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М, 2008; Китайгородская М.В., Розанова Н. Н. Языковое существование современного горожанина: На материале языка Москвы. М., 2010; Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982; КРРЭСС. М., 2003; Речеведение: Теоретические и прикладные аспекты / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1996; Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996; Рождественский Ю.В. Теория риторики: учеб. пособие. М., 2004; Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика. Русский язык: межличностное общение. М., 2006; Современная русская устная научная речь. Т.1. Красноярск, 1985; Т. 2. М., 1994; Т. 3. М., 1995; Чудинов А.П.Политическая лингвистика: учеб. пособие. М., 2006; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях: (К постановке проблемы). М., 1977; Шмелёва Т.В. Культура речи: сб. ст. и мат-лов. Великий Новгород, 1998.
Е.В. Осетрова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
229.54 кб

К проблеме изучения роли моторной сферы в речевом развитии ребенка

А. К. Клясюк
Читать PDF
183.06 кб

К проблеме изучения роли двигательной сферы в речевом развитии ребенка

Клясюк А. К., Алексеева А. С.
Читать PDF
444.62 кб

Исследование потребностной сферы дошкольников с нарушениями речевого развития

Валявко Светлана Михайловна, Князев Константин Евгеньевич
В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится ориентация на индивидуальность ребенка и специфику его развития.
Читать PDF
292.17 кб

Сущностные характеристики речевой культуры будущего специалиста сферы образования

Малая Елена Владимировна
Обоснованы основные функции речевой культуры будущих специалистов сферы образования, выделены компоненты, обеспечивающие их реализацию.
Читать PDF
676.20 кб

Особенности эмоциональной сферы учителей-логопедов и их отражение в речевой деятельности

Леева Анна Николаевна, Фомина Наталья Александровна
Статья посвящена раскрытию особенностей эмоциональной сферы учителей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, и их проявлений в речевой деятельности.
Читать PDF
2.17 мб

Формирование речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза

Сахарчук Елена Ивановна, Малая Елена Владимировна
Рассматривается процесс формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования посредством использования ресурсов медиапространства вуза и с соблюдением педагогических принципов, при которых этот процесс наиболее эфф
Читать PDF
356.62 кб

Модель процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапростран

Малая Елена Владимировна
Изложены возможности вузовского медиапространства в формировании речевой культуры будущих специалистов сферы образования.