РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ
комплексная характеристика речи отдельной (индивидуальной) или коллективной Языковой личности (см.), включающая в себя детальное описание речевых особенностей на всех уровнях реализации языковой компетенции, с учётом специфики речевого поведения, особенностей личных (психологических) и профессиональных (социальных) параметров, условий усвоения русского языка, степени владения им и т.п.
Наиболее глубоко изучены и широко представлены в лингвистической литературе Р.п. писателей (традиционно — «язык писателя»). Это вызвано, прежде всего, тем, что именно художники слова вносят существенный вклад в развитие национального литературного языка и им «свойственно не речемыслительное производство, а речемыслительное творчество» [Кузнецова 2000: 164]. Немаловажно и то обстоятельство, что для создания Р.п. писателей в распоряжении исследователей имеется самый богатый материал: тексты художественных произведений, письма, интервью, записи устной речи.
В последние десятилетия в отечественном языкознании сформировалось особое направление, изучающее языковую личность в различных её аспектах — лингвистическая персонология, или лингвоперсонология (см. [Лингвоперсонология... 2006]). Одно из её основных понятий наряду с «языковой личностью» — «речевой портрет». Перспективность создания Р.п. отдельной или коллективной личности состоит в том, что он с большей или меньшей степенью позволил бы судить о речевых характеристиках возрастной или социальной группы, к которой принадлежит данный человек. «В рамках общей персонологии может быть выделена в самостоятельное направление науки о языке лингвистическая персоноло-гия, исследующая состояние языка (индивидуацию) как частночеловеческой языковой личности (идиолектной личности), так и многочеловеческой (полилектной) языковой личности-народа» [Нерознак 1996: 116].
Попытки создать Р.п. личности правомерны в отношении к любой из известных сфер общения. Однако принципы создания и описания Р.п. до сих пор в лингвистике подробно не описаны. Для разных исследователей важными оказываются различные аспекты Р.п. Так, М.В. Панов исследовал в первую очередь фонетические особенности речи разных людей (собственно речевой аспект) [Панов 1990]; Е.А. Земская создаёт Р.п. эмигрантов (социолингвистический аспект) [Земская 2001] и Р.п. ребенка 2—6 лет (социальный и возрастной аспекты) [Земская 1990]; И.В. Голубева восстанавливает Р.п. личности на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы (языковой аспект) [Голубева 2001]; Т.П. Ерофеева описывает Р.п. говорящего (коммуникативный и социальный аспекты) [Ерофеева 1991]; К.Ф. Седов представил Р.п. конкретных языковых личностей с учётом следующих критериев: социально-психологических параметров, профессии, речевых жанров, информативного общения, речевой фатики и др. [Седов 1999].
В задачи создания и анализа Р.п. любой языковой личности входит выявление социальных и психологических характеристик личности, отражающихся в её речи и речевом поведении; установление присущих данной языковой личности речевых особенностей и параметров на фонетическом, словообразовательном, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях (создание собственно Р.п.); описание условий речевой коммуникации, воздействующих на языковую личность в момент речи, определение характера ситуации общения, ролевых отношений между партнёрами коммуникации, наличия воздействия их друг на друга и пр.
Последовательное выполнение всех этих задач должно привести к созданию Р.п., отражающего уникальную картину речи и речевого поведения языковой личности в разных коммуникативных условиях.
Основным предметом подобного исследования становится Дискурс (см.), анализ которого позволяет создать Р.п. индивидуальной или коллективной языковой личности.
Лит.: Голубева И.В. Опыт создания коллективного речевого портрета (на материале экспрессивного синтаксиса мемуарной прозы). Таганрог, 2001; Ерофеева Т.И. Речевой портрет говорящего // Языковой облик уральского города. Свердловск, 1991; Журавлёва И.В. Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы: АКД. Ярославль, 2003; Земская Е.А. Речевой портрет ребёнка // Язык: система и подсистемы: сб. в честь 70-летия М.В. Панова. М., 1990; Земская Е.А. Язык русского зарубежья: общие вопросы и речевые портреты. М., Вена, 2001; Кузнецова Л. К. Объём концепта «сильная языковая личность» // Язык образования и образование языка: мат-лы межд. науч. конф. Великий Новгород, 2000; Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография. Барнаул-Кемерово, 2006; Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод: сб. науч. тр. Моск. лингв, ун-та. М., 1996; Панов М.В. История русского литературного произношения ХVIII-ХХ века. М., 1990; Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1999.
С.В. Мамаева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
221.34 кб

Егэ-2006 : речевой портрет абитуриента

Семенец О.П.
Читать PDF
96.81 кб

Речевой портрет студента глазами самого студента

Попова Эльвира Юрьевна
Читать PDF
485.07 кб

Речевой портрет современного учителя: поиски идеала

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Каким должен быть учитель нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно: современный учитель должен безупречно владеть родным языком. Д. С.
Читать PDF
308.95 кб

Речевой портрет современного студента: культурная грамотность

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
680.65 кб

Речевой портрет африканского студента (носителя языка-посредника)

Стрельчук Елена Николаевна
В статье представлен анализ базового речевого портрета африканского студента негуманитарной специальности и определены основные причины, способствующие формированию портрета.
Читать PDF
102.72 кб

Некоторые наблюдения над динамикой речевого портрета шестиклассника

Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
334.00 кб

Речевой портрет современного студента: характеристика словарного запаса

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
2.57 мб

Методика создания творческого портрета учителя как педагогического речевого жанра

Керенская Светлана Александровна
В статье представлен опыт создания творческого портрета учителя как профессионального речевого жанра в системе вузовской подготовки студентов-филологов педагогической академии.
Читать PDF
985.61 кб

О необходимости демаргинализации русского речевого портрета дагестанского студента

Ваджибов М.Д.
В настоящей статье описывается маргинализация русского речевого портрета дагестанского студента и поднимается вопрос о необходимости демаргинализации такого вербального поведения.
Читать PDF
192.58 кб

Фрагмент группового речевого портрета старшего дошкольника (на материале синтаксиса)

Стаценко В. В.
Статья посвящена изучению синтаксической организации устной речи старших дошкольников; приведены данные анализа синтаксических конструкций в речи старших дошкольников, проиллюстрированные примерами конкретных высказываний.
Читать PDF
180.94 кб

Речевой портрет и социокультурная самоидентификация личности студента технического вуза

А. А. Петрова
Статья посвящена вопросам социокультурной самоидентификации личности молодого человека и влияния процесса обучения иностранным языкам на формирование индивидуальной культуры.
Читать PDF
172.51 кб

Краткосрочный курс «Речевой портрет личности» (из опыта работы по формированию смыслового чтения)

Нестеркина Надежда Александровна
В статье представлен опыт создания системы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на занятиях по краткосрочному курсу в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Читать PDF
400.66 кб

Оценочная речь старшеклассника как элемент его речевого портрета: современное состояние, совершенств

Тихова Валентина Викторовна
В статье рассматриваются результаты эксперимента по изучению функционирования оценочной речи в коммуникации старшеклассников и их учителей, а также предлагаются апробированные дидактические материалы, способные дать положительную