РЕЧЕВОЙ НАВЫК

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЙ НАВЫК
Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма. По определению Е. И. Пассова (1983), «навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности». С позиций теории речевой деятельности Р. н. определяется как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам (подразумевая под операцией способ, которым выполняется действие в определенных условиях), в отличие от речевого умения как способности осуществлять действие по оптимальным параметрам этого действия (Леонтьев, 1970). В основе Р. н. лежат речевые действия двух видов: оформления (действия произношения, интонирования, лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка) и оперирования (умственные действия по выбору, сличению слов и грамматических форм, составлению целого из частей, комбинированию, принятию решений, построению и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т. е. до уровня навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания. Основными качествами Р. н. являются: автоматизированность (характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности обучаемого, готовность обучаемого к включению в деятельность); устойчивость (прочность); гибкость (готовность обучаемого включать Р. н. в новые ситуации, распространять Р. н. на новый речевой материал); сознательность (способность сознательного контроля со стороны обучаемого в случае возникновения затруднений при построении высказывания или допущения ошибки). Формирование Р. н. проходит в три этапа: 1) ориентировочноподготовительный – знакомство учащегося с языковым явлением и выполнение операции по правилу либо с опорой на правило; в результате создается ориентировочная основа как необходимое условие для последующего формирования навыка; 2) стереотипизирующе-ситуативный – автоматизация компонентов речевого действия в тождественных или аналогичных ситуациях, в которых изучаемое языковое явление остается постоянным, повторяющимся без существенных изменений, при этом тренировка осуществляется путем неоднократного выполнения учащимися операций по аналогии; 3) варьирующеситуативный – дальнейшая автоматизация речевых операций и формирование определенной гибкости навыка, его способности к переносу в речевые ситуации. Известна и иная классификация стадий формирования Р. н., выделяемых как эмпирико-дедуктивным, так и экспериментальным путем. Так, Пассов (1983) выделяет 6 стадий формирования лексических и грамматических навыков и 5 стадий формирования произносительных навыков. Формируется Р. н. в результате выполнения специальных упражнений, получивших название тренировочных (языковых, предкоммуникативных). При практической направленности обучения объем таких упражнений носит достаточно ограниченный характер, в то время как основное внимание рекомендуется уделять выполнению речевых (творческих) упражнений и речевой практике. При решении вопроса о роли языковых знаний в формировании Р. н. следует сочетать сознательный и имитативно-практический пути формирования Р. н. Чем старше возраст учащихся, тем большее значение приобретает усвоение знаний и сознательное овладение навыком. Дискуссионным остается вопрос о возможности различения языковых и Р. н. Такое разделение базируется на предположении, что Р. н. основаны на динамических стереотипах, а языковые – на знании правил. «...То, что называют «языковым навыком», – не что иное, как сознательная сторона навыка речевого» (Пассов, 1983). Большинство методистов склоняются к тому, чтобы выделять аспектные Р. н. (фонетические, лексические, грамматические) и рассматривать их в качестве компонентов речевых умений.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.48 мб

Критерии оценки навыков речевой самопрезентации

Лунева Л.П., Мишина И.И.
Изучение речевой самопрезентации с последующей разработкой методики обучения требует выделения критериев оценивания сформированности навыков самопрезентационной деятельности.
Читать PDF
228.32 кб

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

И. О. Середенкова, В. А. Дубовская
В статье представлены материалы, посвященные вопросам исследования и формирования речи у неговорящих детей.
Читать PDF
11.28 мб

Развитие речи и формирование речевых умений и навыков в начальной школе

Пальцева Людмила Ивановна
В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены значения развития речи. Выделены и обоснованы линии формирования культуры речевого общения в начальной школе.
Читать PDF
15.82 мб

Нарушения приобретения речевых навыков и их распад(теоретический аспект)

Визель Т.Г.
В настоящей статье изложены результаты многолетних исследований и осмыслений автором проблем нарушений развития речи, понимаемых как неспособность приобретения речевых навыков, и афазии, понимаемой как результат распада речевых на
Читать PDF
165.09 кб

Формирование навыков мысле-речевой деятельности учащихся на уроках музыки

Яркина Любовь Васильевна, Михеева Екатерина Анатольевна
По мнению авторов, методологическая конкретизация метода размышления о музыке Д.Б.
Читать PDF
912.92 кб

Разработка видеофоноупражнений для формирования иноязычных речевых навыков

Азизханова Рабият Акифовна, Батырмурзаева Ума Мамашевна, Муталибов Агабег Ширинбекович
В статье рассматривается проблема разработки системы упражнений для формирования иноязычных речевых навыков посредством использования аудиовизуальной опоры в процессе обучения студентов иностранному (английскому) языку.
Читать PDF
380.13 кб

Основные подходы к определению речевого навыка в современном научном знании

Чалых Наталья Анатольевна, Шибанова Елена Александровна, Чалых Олег Павлович, Бурякова Ольга Львовна
В статье рассматриваются различные концепции к определению речевого навыка как одного из основных компонентов коммуникативной компетенции студентов.
Читать PDF
861.64 кб

Ценностные основания и речевые навыки в реализации педагогического партнерства

Богданова Е. Л.
The author of this article discusses possibility of understanding the essence of pedagogical partnership in real educational practice as practice of predetermined functional inequality.
Читать PDF
827.28 кб

Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка

Пальцева Татьяна Игоревна
Сокращение часов на аудиторную работу студентов повышает важность самостоятельной работы над отдельными языковыми аспектами.
Читать PDF
168.98 кб

Перевод как средство развития речевых навыков студентов неязыковых специальностей

Одинцова Маргарита Петровна
Читать PDF
132.69 кб

Текст как средство формирования речевых навыков и умений учащихся национальной школы

Прокаева Елена Петровна
В статье выявлена и обоснована целесообразность использования текста в процессе формирования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций школьников; представлен анализ текста как высшей единицы обуче
Читать PDF
149.58 кб

Развитие речевых навыков и умений иностранных учащихся в учебно-научной сфере общения

Хамгокова Нина Жабагиевна, Карпова Юлия Викторовна
В статье рассматриваются вопросы развития речевых умений иностранных учащихся в учебно-научной сфере на основе системы упражнений при обучении языку специальности.
Читать PDF
16.24 мб

Формирование навыков коммуникативной и речевой компетентности у студентов-журналистов

Андреева Анна Анатольевна, Куприянова Ася Ильинична
Авторы статьи обсуждают методологические и концептуальные проблемы формирования коммуникативно-речевой компетентности будущих журналистов. В статье предлагается концепция коммуникативно-речевого тренинга для студентов-журналистов.
Читать PDF
276.83 кб

Развитие навыков образного мышления на уроках английского языка через речевые ситуации

Алфёрова Ольга Ивановна
Статья посвящена вопросам создания речевых ситуаций на уроках английского языка.
Читать PDF
977.94 кб

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У НЕРУССКИХ СТУДЕНТОВ

Бартан Фаина Михайловна, Кечилоол Саида Владимировна
В данной статье авторы анализируют проблемы, связанные с формированием навыков и умений профессионального речевого общения у студентов первого курса, не носителей русского языка.

Похожие термины:

  • КОМПЛЕКСНОСТЬ РЕЧЕВОГО НАВЫКА

    Характеристика речевого навыка, которая подразумевает способность одновременно производить лексические, грамматические, произносительные (речедвигательные) операции.