РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ
Речевые операции и речевые действия, обеспечивающие в своей совокупности как внутреннее (смысловое), так и внешнее (устное или письменное) оформление речевого высказывания. Речевая деятельность во всех ее видах реализуется с помощью Р. м. В него входят процессы осмысления информации, ее удержания в памяти, опережающего отражения. Они служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи, определяемого Н. И. Жинкиным (Жинкин, 1958) как единство двух звеньев – составления слов из элементов и составление фраз, сообщений из слов. По утверждению И. А. Зимней (Зимняя, 1991), Р. м., во-первых, соотносимы с тремя уровнями речевой деятельности, т. е. в них могут быть выделены отдельно механизмы мотивационно-побудительного, ориентировочно-исследовательского и исполнительного уровней. К последнему уровню могут быть отнесены, например, механизмы операционные, смыслообразующие, механизмы звукообразования и др. Во-вторых, Р. м. на родном и иностранном языке одни и те же, но на изучаемом языке они отличаются уровнем функционирования, средствами B8;и способами формирования и формулирования мысли и особенностями организации артикуляционной (см. артикуляция) и интонационной программ. В-третьих, все виды речевой деятельности имеют общие для всех и отличные для каждого из них уровни Р. м. Это положение означает, что в процессе обучения иностранному языку овладение одним видом речевой деятельности облегчает овладение другим при необходимости специальной отработки специфичного для каждого вида речевой деятельности звена Р. м. Так, общим для всех видов речевой деятельности является опережающее отражение, тогда как для рецепции это вероятностное прогнозирование, а для продукции – упреждающий синтез. При обучении языку исключительно большую роль имеет механизм самоконтроля, формируемый в процессе занятий на основе контроля со стороны преподавателя.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
438.47 кб

Исследование механизмов речевой и моторной готовности

Глозман Жанна Марковна, Кисельников Андрей Александрович, Созинова Елена Владимировна
Комплексное междисциплинарное изучение механизмов речевой и моторной готовности проводилось на клинической модели заикания с помощью нейропсихологических (по А.Р.
Читать PDF
304.99 кб

Психологический анализ механизмов речевого манипулирования

Ахвердова О. А., Карпенко Д. А.
Приводятся: анализ проблемы манипуляции как способа социального воздействия на личность при помощи средств массовой информации; краткие результаты опытно-экспериментального исследования речевого манипулирования текстами различного
Читать PDF
375.33 кб

Психологические закономерности становления речевого механизма на иностранном языке

Розанова С. П.
Рассматриваются особенности формирования речевых механизмов при обучении русскому языку как иностранному. Особое внимание уделяется деавтоматизации речевых навыков, и даются рекомендации по ее преодолению.
Читать PDF
358.51 кб

Механизм становления готовности к речевому общению старших дошкольников в условиях двуязычия

Виноградова Нина Иннокентьевна, Улзытуева Александра Ивановна
В статье рассматривается механизм становления готовности к речевому общению детей в условиях двуязычия с позиций психологии и психолингвистики.
Читать PDF
1.26 мб

Изучение механизма нарушения речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра

Костюк Анна Владимировна
В статье автор описывает состояние неречевых и речевых функций у детей с расстройством аутистического спектра (далее дети с РАС) в раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах.
Читать PDF
287.62 кб

Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского

Ахапкина Яна Эмильевна
Анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст.
Читать PDF
859.89 кб

Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6–7 лет с общим недоразв

Энс Ольга Александровна
В статье рассматриваются особенности психологических и речевых механизмов чтения у детей с общим недоразвитием речи.