РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Регуляция поведения реципиента с помощью обращенной к нему речи (устной, письменной, через средства массовой информации). См. также суггестия, внушение.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Воздействием называют «действие, влияние, оказываемое кем-, чем-л. на кого-, что-л.» [Большой толковый ... 1998: 143]. Следовательно, Р.в. — это влияние, оказываемое на кого-л., что-л. посредством речи (речевого действия). Можно сказать, что Р.в. — это функциональный вариант речевого поведения, основная цель которого — оказать влияние на собеседника (одиночного или коллективного), скорректировать его отношение к тем или иным явлениям, событиям, фактам, персонам и т.д. И.А. Стернин даёт такое определение рассматриваемому феномену: «Речевое воздействие — это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели» [Стернин 2003: 5]. А.А. Леонтьев, рассматривая Р.в. с психолингвистической точки зрения, квалифицирует его как социально ориентированное общение, которое «предполагает изменение в социально-психологической или социальной структуре общества или стимуляцию прямых социальных действий через воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом» [Леонтьев 1997: 256]. Естественно, Р.в. может осуществляться и по отношению к отдельной личности. Это и даёт основание цитируемому автору заключить, что «речевое воздействие есть преднамеренная перестройка смысловой <...> сферы личности» [Леонтьев 1997: 259]. Регулирующий характер Р.в. подчёркнут в определении, предложенном А.Н. Щукиным: «Речевое воздействие. Регуляция поведения реципиента с помощью обращённой к нему речи (устной, письменной, через ср-ва массовой информации)» [Щукин 2007: 276].
В цитируемой выше работе И.А. Стернин отмечает, что способы и приёмы Р.в. «изучает новая наука — наука о речевом воздействии, об эффективном общении» [Стернин 2003: 5]. Если не сводить риторику только к науке и искусству публичной речи (оратории), а понимать её как науку об эффективном речевом общении во всех его проявлениях, как речеведческую науку универсального характера [Клюев 2005: 242], задача которой «состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [Рождественский, 1997: 10], то науку о Р.в. можно рассматривать как один из аспектов риторики (как теоретической, так и прикладной).
С инструментальной точки зрения (со стороны способов) Р.в., как и речевое общение в целом, может быть разделено на вербальное и невербальное. При вербальном воздействии происходит выбор и использование языковых средств воздействия (слов, грамматических форм, синтаксических конструкций, стилистических фигур и т.д.). Невербальное Р.в. — это воздействие посредством паралингвистических средств: интонации, жестов, мимики, позы, дистанции общения, внешнего вида говорящего (см. Паралингвистические средства общения).
С точки зрения целенаправленности (интенции) Р.в. может быть убеждающим, внушающим, манипулятивным, агрессивным (см. Аргументация, Речевое манипулирование, Речевая агрессия).
Основными факторами Р.в., по И.А. Стернину, являются «1. фактор внешности; 2. фактор соблюдения коммуникативной нормы; 3. фактор установления контакта с собеседником; 4. фактор взгляда; 5. фактор физического поведения во время речи (движение, жесты, позы); 6. фактор стиля общения (дружелюбный, искренний, эмоциональный, монотонный, доминантный, паритетный, воодушевляющий и др.); 7. фактор размещения в пространстве; 8. фактор содержания; 9. фактор языкового оформления; 10. фактор объёма сообщения; 11. фактор расположения элементов содержания; 12. фактор времени; 13. фактор количества участников; 14. фактор адресата» <...> «Иногда, — отмечает И.А. Стернин, — говорят ещё о факторе жанра (учёт правил эффективности определённого жанра речи — митинговое выступление, критика, спор, замечание, приказ, просьба и т.д.), однако, по-видимому, фактор жанра — это грамотное использование всех факторов речевого воздействия в конкретной ситуации общения» [Стернин 2001: 55—56].
Мы бы не исключали из приведённого перечня фактор жанра, хотя бы потому, что выбор жанра, не адекватный ситуации, неизбежно приводит к коммуникативной неудаче, как и неадекватный выбор речевой стратегии и речевых тактик. Поэтому фактор стратегии и тактики также следует включить в вышеозначенный перечень.
Лит.: Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011; Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 2005; Котов А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: АКД. М., 2003; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997; Риторика в системе гуманитарного знания: тезисы VII Междунар. конф. по риторике (29-31 января 2003 г.). М., 2003; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001; Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003; Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М., 2007; Черепанова И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб, 1996; Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учеб. пособие. Саратов, 2011; Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. Челябинск, 2008; Шмелёв А.Д. Ещё раз о средствах воздействия на читателя // Журналистика и культура русской речи. 2005. № 1.
А.П. Сковородников
В цитируемой выше работе И.А. Стернин отмечает, что способы и приёмы Р.в. «изучает новая наука — наука о речевом воздействии, об эффективном общении» [Стернин 2003: 5]. Если не сводить риторику только к науке и искусству публичной речи (оратории), а понимать её как науку об эффективном речевом общении во всех его проявлениях, как речеведческую науку универсального характера [Клюев 2005: 242], задача которой «состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [Рождественский, 1997: 10], то науку о Р.в. можно рассматривать как один из аспектов риторики (как теоретической, так и прикладной).
С инструментальной точки зрения (со стороны способов) Р.в., как и речевое общение в целом, может быть разделено на вербальное и невербальное. При вербальном воздействии происходит выбор и использование языковых средств воздействия (слов, грамматических форм, синтаксических конструкций, стилистических фигур и т.д.). Невербальное Р.в. — это воздействие посредством паралингвистических средств: интонации, жестов, мимики, позы, дистанции общения, внешнего вида говорящего (см. Паралингвистические средства общения).
С точки зрения целенаправленности (интенции) Р.в. может быть убеждающим, внушающим, манипулятивным, агрессивным (см. Аргументация, Речевое манипулирование, Речевая агрессия).
Основными факторами Р.в., по И.А. Стернину, являются «1. фактор внешности; 2. фактор соблюдения коммуникативной нормы; 3. фактор установления контакта с собеседником; 4. фактор взгляда; 5. фактор физического поведения во время речи (движение, жесты, позы); 6. фактор стиля общения (дружелюбный, искренний, эмоциональный, монотонный, доминантный, паритетный, воодушевляющий и др.); 7. фактор размещения в пространстве; 8. фактор содержания; 9. фактор языкового оформления; 10. фактор объёма сообщения; 11. фактор расположения элементов содержания; 12. фактор времени; 13. фактор количества участников; 14. фактор адресата» <...> «Иногда, — отмечает И.А. Стернин, — говорят ещё о факторе жанра (учёт правил эффективности определённого жанра речи — митинговое выступление, критика, спор, замечание, приказ, просьба и т.д.), однако, по-видимому, фактор жанра — это грамотное использование всех факторов речевого воздействия в конкретной ситуации общения» [Стернин 2001: 55—56].
Мы бы не исключали из приведённого перечня фактор жанра, хотя бы потому, что выбор жанра, не адекватный ситуации, неизбежно приводит к коммуникативной неудаче, как и неадекватный выбор речевой стратегии и речевых тактик. Поэтому фактор стратегии и тактики также следует включить в вышеозначенный перечень.
Лит.: Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011; Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 2005; Котов А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: АКД. М., 2003; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997; Риторика в системе гуманитарного знания: тезисы VII Междунар. конф. по риторике (29-31 января 2003 г.). М., 2003; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001; Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003; Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М., 2007; Черепанова И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб, 1996; Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учеб. пособие. Саратов, 2011; Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. Челябинск, 2008; Шмелёв А.Д. Ещё раз о средствах воздействия на читателя // Журналистика и культура русской речи. 2005. № 1.
А.П. Сковородников
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.