РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Регуляция поведения реципиента с помощью обращенной к нему речи (устной, письменной, через средства массовой информации). См. также суггестия, внушение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Воздействием называют «действие, влияние, оказываемое кем-, чем-л. на кого-, что-л.» [Большой толковый ... 1998: 143]. Следовательно, Р.в. — это влияние, оказываемое на кого-л., что-л. посредством речи (речевого действия). Можно сказать, что Р.в. — это функциональный вариант речевого поведения, основная цель которого — оказать влияние на собеседника (одиночного или коллективного), скорректировать его отношение к тем или иным явлениям, событиям, фактам, персонам и т.д. И.А. Стернин даёт такое определение рассматриваемому феномену: «Речевое воздействие — это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели» [Стернин 2003: 5]. А.А. Леонтьев, рассматривая Р.в. с психолингвистической точки зрения, квалифицирует его как социально ориентированное общение, которое «предполагает изменение в социально-психологической или социальной структуре общества или стимуляцию прямых социальных действий через воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом» [Леонтьев 1997: 256]. Естественно, Р.в. может осуществляться и по отношению к отдельной личности. Это и даёт основание цитируемому автору заключить, что «речевое воздействие есть преднамеренная перестройка смысловой <...> сферы личности» [Леонтьев 1997: 259]. Регулирующий характер Р.в. подчёркнут в определении, предложенном А.Н. Щукиным: «Речевое воздействие. Регуляция поведения реципиента с помощью обращённой к нему речи (устной, письменной, через ср-ва массовой информации)» [Щукин 2007: 276].
В цитируемой выше работе И.А. Стернин отмечает, что способы и приёмы Р.в. «изучает новая наука — наука о речевом воздействии, об эффективном общении» [Стернин 2003: 5]. Если не сводить риторику только к науке и искусству публичной речи (оратории), а понимать её как науку об эффективном речевом общении во всех его проявлениях, как речеведческую науку универсального характера [Клюев 2005: 242], задача которой «состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» [Рождественский, 1997: 10], то науку о Р.в. можно рассматривать как один из аспектов риторики (как теоретической, так и прикладной).
С инструментальной точки зрения (со стороны способов) Р.в., как и речевое общение в целом, может быть разделено на вербальное и невербальное. При вербальном воздействии происходит выбор и использование языковых средств воздействия (слов, грамматических форм, синтаксических конструкций, стилистических фигур и т.д.). Невербальное Р.в. — это воздействие посредством паралингвистических средств: интонации, жестов, мимики, позы, дистанции общения, внешнего вида говорящего (см. Паралингвистические средства общения).
С точки зрения целенаправленности (интенции) Р.в. может быть убеждающим, внушающим, манипулятивным, агрессивным (см. Аргументация, Речевое манипулирование, Речевая агрессия).
Основными факторами Р.в., по И.А. Стернину, являются «1. фактор внешности; 2. фактор соблюдения коммуникативной нормы; 3. фактор установления контакта с собеседником; 4. фактор взгляда; 5. фактор физического поведения во время речи (движение, жесты, позы); 6. фактор стиля общения (дружелюбный, искренний, эмоциональный, монотонный, доминантный, паритетный, воодушевляющий и др.); 7. фактор размещения в пространстве; 8. фактор содержания; 9. фактор языкового оформления; 10. фактор объёма сообщения; 11. фактор расположения элементов содержания; 12. фактор времени; 13. фактор количества участников; 14. фактор адресата» <...> «Иногда, — отмечает И.А. Стернин, — говорят ещё о факторе жанра (учёт правил эффективности определённого жанра речи — митинговое выступление, критика, спор, замечание, приказ, просьба и т.д.), однако, по-видимому, фактор жанра — это грамотное использование всех факторов речевого воздействия в конкретной ситуации общения» [Стернин 2001: 55—56].
Мы бы не исключали из приведённого перечня фактор жанра, хотя бы потому, что выбор жанра, не адекватный ситуации, неизбежно приводит к коммуникативной неудаче, как и неадекватный выбор речевой стратегии и речевых тактик. Поэтому фактор стратегии и тактики также следует включить в вышеозначенный перечень.
Лит.: Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2011; Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие для вузов. М., 2005; Котов А.А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: АКД. М., 2003; Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997; Риторика в системе гуманитарного знания: тезисы VII Междунар. конф. по риторике (29-31 января 2003 г.). М., 2003; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001; Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003; Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М., 2007; Черепанова И. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб, 1996; Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учеб. пособие. Саратов, 2011; Шелестюк Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования. Челябинск, 2008; Шмелёв А.Д. Ещё раз о средствах воздействия на читателя // Журналистика и культура русской речи. 2005. № 1.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
985.88 кб

ОСОБЕННОСТИ АФФИРМАЦИЙ КАК СПОСОБА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Шелестюк Елена Владимировна, Галущак Мария Владимировна
В статье рассматриваются типы аффирмаций, их вербализация, характер и механизмы воздействия на человека. Утверждается, что в основе аффирмаций лежит механизм рекурсии, индуцирующий совершенствование личности.
Читать PDF
505.69 кб

Логопедическое воздействие при различных речевых патологиях

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу методики логопедического воздействия при различных речевых патологиях.
Читать PDF
273.08 кб

Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде

Карепанова Л. В.
Читать PDF
978.02 кб

Комплексное воздействие на речевое развитие детей раннего возраста

Ваторопина Светлана Витальевна, Смородина Елена Николаевна, Ракова Светлана Васильевна
Статья посвящена проблеме предупреждения речевых затруднений у детей раннего возраста.
Читать PDF
241.92 кб

Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу методики логопедического воздействия при различных речевых патологиях.
Читать PDF
229.73 кб

Темпоритм в системе паралингвистических средств педагогического речевого воздействия

Савов Данила Георгиевич
В статье анализируются средства педагогического речевого воздействия в их специфике. Особо выделяются паралингвистические средства, в частности темпоритм.
Читать PDF
1.47 мб

Косвенные тактики речевого воздействия как средство обучения вежливости на уроках русского языка

Афанасенко Оксана Борисовна
В статье предлагается один из путей решения проблемы формирования подростковой культуры вежливого общения.
Читать PDF
198.42 кб

Коррекция когнитивных нарушений с использованием тренирующего воздействия на речевые домены мозга

Зубрицкая Екатерина Михайловна, Можейко Елена Юрьевна, Прокопенко Семен Владимирович, Гуревич Владимир Александрович, Щетникова Анастасия Сергеевна
Цель исследования.
Читать PDF
168.55 кб

Эффективность низкоэнергетического магнитолазерного воздействия в коррекции речевых нарушений у дете

Супрун О. В.
Впервые в России проведена работа по изучению эффективности низкоэнергетической магнитолазерной терапии на коррекцию речевых нарушений у школьников 8-9 лет с задержкой психического развития.
Читать PDF
2.54 мб

Этнопедагогические аспекты коррекционно-логопедического воздействия на дошкольников с речевыми расст

Семенова Татьяна Николаевна
Проведенный нами анализ логопедической практики позволяет сделать вывод об огромном неиспользованном потенциале народных традиций в коррекционной работе с детьми с речевыми расстройствами.
Читать PDF
374.44 кб

Возможности применения акустических способов воздействия при устранении речевой судорожности у взрос

Гусаров Сергей Валериевич, Рау Елена Юрьевна
Статья посвящена исследованию влияния акустических способов воздействия на речевую судорожность взрослых заикающихся.
Читать PDF
936.07 кб

Диагностика и программа психолого-педагогического воздействия на речевые и неречевые проявления заик

Гусаров Сергей Валериевич
Одной из приоритетных задач специальной педагогики является обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и взрослым с заиканием, успешной адаптации и социализации в обществе.
Читать PDF
226.63 кб

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ

Л. С. Дмитриевских
В статье представлен анализ существующих подходов к формированию мотивации речевого общения. Описаны основные функциональные особенности коммуникативных ситуаций, эффективных в обучении речевому общению.
Читать PDF
130.36 кб

Специфика речевого воздействия в профессиональной коммуникации сотрудника правоохранительных органов

Кораблев Сергей Евгеньевич
Рассматриваются психологические аспекты речевого воздействия в профессиональном общении сотрудника милиции на примере участкового уполномоченного, функции которого наиболее отражают специфику деятельности органов внутренних дел в
Читать PDF
228.01 кб

Эмоционально-речевое воздействие родителей как фактор развития морально-нравственного выбора дошколь

Суворова Ольга Вениаминовна, Шалина Альбина Анатольевна
В статье анализируются результаты эмпирического исследования способов эмоционально-речевого воздействия родителей на становление старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора.

Похожие термины:

  • Информативно-речевое воздействие

    процесс педагогического общения, характеризующийся умением учителя работать с аудиторией. Формы и методы информативно-речевого воздействия – рассказ, разъяснение, анализ, оценка, лекция, публич