РЕЧЕВОЕ ПРИДЕРЖИВАНИЕ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЕ ПРИДЕРЖИВАНИЕ
модальная стратегия диалогической речи, а именно: речевое поведение коммуниканта, направленное на утрату собеседником ведущего положения в диалоге. Средством осуществления данной стратегии выступают речевые придержки — демонстрация равнодушия и/или краткие критические речевые реакции на развёрнутые реплики-стимулы коммуникативного лидера. Р.п. вместе с Речевым поддерживанием (см.) составляют комплексную модальную стратегию влияния на собеседника. Р.п. — та её ветвь, которая направлена на разграничение интенций, что идёт в ущерб речевому партнёру при разработке темы. Это частное проявление конфронтации, свидетельствующее о каких-л. осложнениях речевого взаимодействия.
Обобщённый смысл Р.п. связан с индифферентным или критическим отношением к речевой активности собеседника, он имеет направленность на тему (а) или, через тему, на личность собеседника (б). Он примерно таков: «я невнимателен к вашей речи, поскольку мне не нужна (не важна, бесполезна, неинтересна, неприятна и т.п.) данная тема (а); ваше мнение и общение с вами мне также не нужны» (б). Фактически Р.п. — это технология речевого противодействия, которая подтачивает и разрушает гармонию речевого взаимодействия.
Последовательное Р.п. тяготеет к области напряжённого и конфликтного общения. В конечном счёте, оно указывает на несовпадение мотивов и целей участников диалога, нежелательность или неприемлемость темы или тональности общения, предложенных коммуникативным лидером, т.е. на отсутствие гармонии общения. Сохранение психологического баланса при таких обстоятельствах общения требует от речевых партнёров взаимной чуткости и правильного оперирования сложной речекультурной техникой Р.п.
Основные типы речевых придержек.
«Нулевое поддерживание» заключается в том, что высказывания лидирующего собеседника лишаются речевых поддержек. Корректный способ Р.п. При правильном переходе от активного поддерживания к менее активному и, наконец, к прекращению поддерживания речевой лидер имеет возможность не только заметить отказ от гармонического общения, но и проанализировать его причины, а затем скорректировать собственное речевое поведение (изменить тему, передать речевое лидерство собеседнику и др.).
Тематическое придерживание осуществляется за счёт реплики-реакции, выражающей равнодушное или отрицательное отношение к предложенной теме. Возможна критика темы (не о чем тут говорить; нашёл о чём говорить!; здесь нечего обсуждать;) или отстранение от темы (меня это не интересует, я в этом ничего не понимаю, не будем об этом), в т.ч. на эмоциональном основании (терпеть не могу такие разговоры!; Что за глупости!; Что ты несёшь!). Возможно также вытеснение предложенной темы за счёт собственной тематической инициативы или волеизъявления. При отсутствии тональных смягчений или игрового поведения (напр., флирта), является заметным способом актуализации психологического неприятия собеседника.
Отвлекающий вопрос, или вопрос не по теме, заданный в процессе её разработки коммуникативным лидером, является демонстрацией невнимания или наличия собственных целей у второго участника диалога. Типичные коммуникативные модели таких придержек — это ситуативный вопрос (Это телефон?; Что это за шум такой?), вопрос о самом собеседнике (У тебя что, свой стилист?; Ты-то что волнуешься?; У тебя других забот нет?), переброс на другую тему (Кстати, а как там с ребёнком-то?; А про наш уговор ты совсем забыла?). Применение отвлекающих вопросов — явственное свидетельство того, что дальнейшее развитие темы речевым лидером бесполезно.
Критическое замечание о собеседнике — наиболее острый способ Р.п., широко применяемый в общении на близкой дистанции (родственном, приятельском). Служит средством раззадорить собеседника (во время спора, флирта, вынуждения к принятию решения), но и тогда может быть обидным психологическим выпадом, болезненным для речевого партнёра. Стандартизация здесь проявляется в меньшей степени, хотя в общем наборе стереотипных упрёков немало: Ты это уже говорил; Сколько можно повторять?; Ну и медведь!; Хоть кол на голове теши!; Вас заносит; Ты не спешишь с выводами?; Это твоя мнительность и др.
Прямое сдерживание заключается в краткой открытой формулировке мнения о необходимости свернуть высказывание речевого лидера, лояльной (Ну, поговорили и будет; довольно (полно, хватит) об этом — в мягкой тональности) и резкой (Перестаньте!; Помолчи, пожалуйста; Уймись же, наконец!), вплоть до оскорбительной (Кончай базар! Рот захлопни! Заткнись!).
Будучи этически спорным явлением, Р.п. требует большой осторожности, если использующий их собеседник хочет сохранить гармонию общения. Речекультурную норму
Р.п. составляют нулевое поддерживание, тональное и количественное видоизменение поддерживания (неохотное, как бы вынужденное, и редкое поддерживание); осторожные единичные попытки тематического придерживания и отвлечения собеседника от темы, вежливые формы отказа от развития данной темы. Ненормативное Р.п. способно привести к разрушению психологического баланса и даже общения в целом.
Лит.: Матвеева Т.В. Корректность речевого противодействия // Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург, 2004; Меликян В.Ю. Словарь: Эмоционально-экспрессивные обороты живой речи. М., 2001.. См. также лит. в ст. Речевое поддерживание.
Т.В. Матвеева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.