РЕЧЕВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ
или ЯЗЫКОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ, — речевое воздействие, осуществляемое путём искусного использования определённых ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата. Ср. замену обязательной надписи на рекламе сигарет Курение опасно для вашего здоровья на Курение может навредить вашему здоровью, содержащую семантическую пресуппозицию а может и не навредить. В психологии манипулирование понимается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому внедрению в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у него в данный момент [Доценко 2000: 59—60]. Скрытым, или незаметным, для адресата является не только факт воздействия, основанного на внушении (у адресата обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности принятия решений и осуществления действий), но и намерение манипулятора. Такое скрытое воздействие может осуществляться при помощи различных знаковых систем, напр., чисел, зрительного ряда, музыкального сопровождения, а также при помощи языка (см. [Кара-Мурза 2001; Шейнов 2002; Блакар 1987; Денисюк 2004; Язык как средство... 1983]).
Примерами речевой манипуляции могут служить также вопросы Почему Ваша фирма столь популярна в нашем городе? (если факты, свидетельствующие о популярности фирмы, до этого не приводились), Вы будете оплачивать покупку по карте или наличными? (в ситуации, когда покупатель сомневается в необходимости совершения покупки), Из-за чего у Вас тут все увольняются? (при увольнении одного сотрудника) или использование слова в несвойственном ему контексте для привлечения внимания потребителя Эксклюзивные продукты! (вывеска на двери магазина).
Несмотря на то, что приёмы речевого манипулирования хорошо изучены (см., напр., [Булыгина, Шмелёв 1997; Михальская 1996; Сковородников 1997; Сурикова 2007; Копнина 2007]), общепринятой их классификации не существует.
Манипуляция имеет место в том случае, если в результате воздействия адресант (инициатор общения) получает односторонние преимущества или выгоду, поэтому она нарушает нормы риторической этики. Не считают манипуляцией «скрытое управление», преследующее «вполне благородные цели», напр., «когда родитель вместо приказов незаметно и безболезненно управляет ребенком, ненавязчиво подвигая его к действиям в правильном направлении» или когда «женщина с помощью женских хитростей скрыто управляет мужчиной, дабы он избавился от вредных привычек <...>» [Шейнов 2002: 4].
Эффективность общения зависит не только от умения грамотно строить и произносить речь, воздействуя на адресата в нужном направлении, но и в значительной степени от умения адекватно реагировать на его манипулятивное поведение, что затруднительно без знаний механизмов манипуляции, в т.ч. речевой.
Лит.: Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987; Булыгина Т.В., Шмелёва А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997; Денисюк Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: АКД. Екатеринбург, 2004; Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000; Копнина Г.А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. М., 2008; Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике: учеб. пособие. М., 1996; Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: учеб. пособие. Самара, 2001; Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: науч.-метод, бюлл. Красноярск, Ачинск, 1997. Вып. 2; Сурикова Т.И. Этический аспект языка СМИ // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007; Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М., Минск, 2002; Язык как средство идеологического воздействия: сб. обзоров. М., 1983.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
304.99 кб

Психологический анализ механизмов речевого манипулирования

Ахвердова О. А., Карпенко Д. А.
Приводятся: анализ проблемы манипуляции как способа социального воздействия на личность при помощи средств массовой информации; краткие результаты опытно-экспериментального исследования речевого манипулирования текстами различного