РЕЧЕВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВЕДЕНИЕ
новая, ещё окончательно не оформившаяся область знания, иначе — лингвистика речи (в отличие от собственно лингвистики языка, языковедения). Термин «Р.» употребляется по отношению к комплексу научных дисциплин, объектом изучения которых является речь, речевая деятельность, т.е. речеведческих дисциплин. В лингвистике две сферы исследований, в одной изучаются языковые системы (строй языка), в другой — речь. Лингвистика речи имеет своим объектом конкретное говорение, употребление языка, его динамику и результат этого процесса (речевые произведения, тексты).
Целесообразно различать названные сферы исследования, поскольку язык — это орудие общения, а речь — это вид общения, реализация через действующую систему языка основной коммуникативной функции последнего, которая у языка (строя) лишь потенциальна.
Хотя обоснование различения понятий языка и речи было осуществлено ещё в начале XX в., но почти до конца столетия языковеды изучали именно систему (строй) языка и в меньшей степени речь, главным объектом лингвистики считали систему языка. Поэтому если можно говорить о сложившейся теории языка и почти исчерпывающем описании его системы (и систем конкретных языков), то этого нельзя сказать о речи. Создание теории речи, Р. ещё предстоит. Но такая науковедческая ситуация в лингвистике не означает, что в ней не накоплен материал по проблемам Р. и конкретному анализу речи. Он достаточно обширен, т.к. с 60-х гг. и особенно в 70—80-е гг. XX в. активизируются исследования лингвистики речи. Сам термин «Р.» в русистике зафиксирован в некоторых работах 60—70-х гг. (М.Н. Кожина, Т.А. Ладыженская, А.А. Холодович).
Более распространено понимание Р. в области лингводидактической практики, а именно как «педагогическое Р.». Это речеведческие знания о разновидностях речи, в т.ч. педагогической, и способах её совершенствования, особенностях педагогического диалога и т.д. Однако Р. не ограничивается указанной отраслью. Теоретики языкознания пришли к необходимости изучения не только строя языка, его системы, но и его использования в речевой деятельности, употребления человеком, функционирования в разных сферах общения. Появляются новые научные дисциплины и направления (психолингвистика, функциональная стилистика, теория речевых актов, прагматика, неориторика, персонология и др.), исследующие живую коммуникацию. При этом важным признаком речи называется речевая системность [Кожина 1972; Гальперин 1981]. Характерно, что все речеведческие дисциплины взаимосвязаны: объединяющим их началом является динамика речи, употребление языка человеком (речедеятелем) — главнейший признак, обусловливающий все другие её признаки. Именно употребление (функции) языка в действии изучает каждая из указанных выше дисциплин [ЛЭС 1990: 389—390].
Имеется и другой подход, опирающийся на более конкретные признаки речи. Так, Т В. Шмелёва называет такие параметры речи: роль, фактура, сферы, жанр, правило [Шмелёва 1997: 304]. В связи с этим речеведение включает пять разделов. Первый, учитывающий роли участников речи, речедеятелей. Это исследование авторской речи и роли адресата, отсюда — диалогичности. Необходимо создать «список коммуникативных ролей — переводчик, интерпретатор, комментатор, диктор, декламатор, актёр, импровизатор» и т.д. Второй раздел — учение о фактуре речи, которое должно исследовать дифференциацию речи по признаку устная — письменная, печатная, телеграфная, телефонная, радио-, телеречь, компьютерная. Третий — учение о сферах речи, которое «должно занять центральное место», поскольку этот фактор является «важнейшим в дифференциации языка, определяющим его систему функциональных стилей» [Шмелёва 1997: 306]. Четвёртый — учение о жанрах речи, намеченное ещё в работах М.М. Бахтина. Наконец, учение о правилах речи, менее других разработанное в отечественном языкознании.
Лит:. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М., 2010; Кожина М.Н. О речеведческом аспекте лингвистического исследования // Исследования по стилистике. Пермь, 1970; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966; Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976; Мещеряков В.Н. Предисловие к словарю-справочнику «Педагогическое речеведение». М., 1998; Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979; СЭСРЯ. М., 2003; Холодович А.А. О типологии речи (1977) // Проблемы грамматической теории. Л., 1979; Хорошая речь. Саратов, 2001; Шмелёва Т.В. Речеведение. Теоретические и прикладные аспекты. Новгород, 1996; Шмелёва Т.В. О термине речеведение // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 1. Красноярск, 1999.
М.Н. Кожина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
267.95 кб

Речеведение в курсе русского языка для старшеклассников: методический аспект

Рябухина Е.А.
Статья посвящена изучению речеведения в школьном курсе русского языка. Рассматривается вопрос включения речеведческих сведений в программы учебников по русскому языку для основной и старшей школы.
Читать PDF
197.16 кб

Видеоматериалы на уроках «Речеведения»

Мурзо Г. В.