привычно понимается достаточно узко — как окружающая человека среда бытования иностранного языка, способствующая его более быстрому и глубокому освоению. Но это скорее языковая среда, хотя окружает человека именно речь: в надписях, объявлениях и говорении других людей.
Вне Р.е., в её широком понимании, человек оказывается только в одиночной камере тюрьмы. Р.с. окружает человека с самого его рождения, она формирует его языковые навыки, от неё зависит, какой язык станет для него родным, она же формирует его речевую культуру, ёе тип (см. Типы речевой культуры). Если ребенок растёт в диалектной и просторечной среде, овладение литературным языком потребует от него специальных усилий (через чтение книг, специальные занятия). Если ребёнка окружает Р.с. литературного языка, овладение им пройдет естественно, причём в первые же годы жизни. Так, напр., с первых же лет жизни ребёнок усвоит правильное произношение безударных гласных: не еяло, а сило (село), не пятно, а питно, будет говорить кладут, а не ложат и т.д. Если ребенок никогда не слышит дома матерных слов, он понимает, что их не следует употреблять, и будет по крайней мере осторожен в их использовании.
Р.с. формирует не только языковые, но и речевые навыки человека (речевой этикет, характер лексикона, правильную или неправильную речь). Кроме того, Р.с. оказывает большое влияние на формирование языкового вкуса человека (отношение к высокому и низкому стилю речи, к допустимости, недопустимости или осознанному самоограничению употребления табуированной лексики, т.е. мата), его манеры общения. По мере взросления человека меняется Р.с. — это уже не только семья. Характерна народная мудрость, выраженная в пословице: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Однако то, что было заложено в человеке с раннего детства, — своеобразная «прививка от заразы».
От Р.с. зависит и речевое поведение человека в конкретной ситуации общения: более свободное, раскованное в семье, среди друзей, среди равных по возрасту, социальному статусу и более контролируемое в среде посторонних, тем более среди старших по возрасту и социальному положению. Именно от Р.с. (не только от партнёра общения, но и от его наблюдателей) зависит прежде всего официальность или неофициальность, непринуждённость общения. При посторонних в общении даже очень близких людей недопустима фамильярность. От партнёра и от окружения зависит, как обратиться к нему (по имени, или имени и отчеству, Сергей, Сережа или Серега, на ты или на Вы, сказать Здравствуй, Здравствуйте, Привет, а может быть: Приветик и т.д. Человек всегда должен понимать, что можно и чего нельзя произносить не только где и кому, но и при ком (см. Фактор третьего лица).
Лит.: Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010.
О.Б. Сиротинина
147.14 кб
Культурно-речевая среда исследовательского обучения
В статье подробно рассматриваются принципы и условия реализации культурологического подхода к организации исследовательского обучения.