РЕЧЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
одно из основных этических качеств, которым должен обладать говорящий; составляющая коммуникативной культуры; регулятор взаимоотношений между людьми и социумами; социально значимое качество личности. Р.о. подразумевает связь слова и дела, предугадывание возможных последствий своих речевых действий, уважительное отношение к людям. В любой коммуникации говорящему необходимо осознавать, что он несёт личную ответственность за содержание и форму речи. Это предполагает развитие способности прогнозировать результаты воздействия своей речи на собеседника, предварительное обдумывание речи. В следовании обязанности отвечать за свои речевые действия, а также за их последствия помогает Эмпатия (см.). Понимание действий, поступков, эмоций другого человека способствует осознанию того, как речь может повлиять на собеседника. При эмпатическом слушании, как отмечают Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков, открыты все каналы воздействия, отключены все психологические защиты, ослаблены все барьеры, партнёры понимают не только слова друг друга, но и чувства, состояния, возникают активные реакции, обеспечивающие рефлексивное слушание: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование [Крижанская, Третьяков 1999].
Американский лингвист Р. Лакофф, исходя из того, что для успешной речевой коммуникации необходимо сотрудничество говорящего и слушающего, обратила внимание на следующее: именно это речевое сотрудничество выражает этический аспект процесса коммуникации. А главное проявление этики речевого общения состоит, по её мнению, в учёте говорящим воздействия своей речи на слушающего. Отвечая на вопрос «Как может говорящий учитывать воздействие своей речи?», Р. Лакофф говорит о соблюдении трёх принципов: 1) Не навязывайся; 2) Выслушай собеседника; 3) Будь дружелюбен. Соблюдать постулат ответственности современного человека учит весь опыт истории литературы, философии, риторики, религии. Апостол Павел говорит: Никакое гнилое елоео да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим [Послание к Ефсеянам, гл. 4, 29]. Иоанн Дамаскин пишет: Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом. Душе израненной доброе слово — лекарство, — отмечает Григорий Богослов. Если начинаете говорить, то будьте готовы к ответственности. Этому учат нас и русские народные пословицы: Лучше оступиться, чем оговориться»; Проврался, что прокрался; От одного слова, да навек ссора; Скажешь с ноготок, а перескажут с локоток; Сначала подумай, потом говори.
Этическая ответственность автора речи определяется его стремлением сделать благо собеседнику, пониманием того, что конструктивными, целесообразными и эффективными могут стать те добрые намерения, которые совместимы с интересами другого, его взглядами, мировосприятием. Ответственности в отношении к людям учит Евангелие: И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [Матф. 7: 12].
Безответственное отношение к своим речевым действиям наносит вред не только окружающим, но и самому человеку: разрушая его отношения, провоцируя коммуникативные неудачи, конфликты: Каков привет — таков ответ; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» [Мф. 7, 2]. В ряде случаев отсутствие P.O. имеет последствия уголовного и административного характера: наложение штрафа, преследование в судебном порядке и т.п. По сути дела критерием ответственности или безответственности говорящего является соблюдение или несоблюдение им Коммуникативных постулатов (см.).
P.O. должна быть необходимым параметром характеристики таких профессий, как журналист, педагог, врач, дипломат, менеджер, продавец и многих других. В профессиях, где определяющую роль играет работа со словом, Р.о. становится фактором, определяющим профессиональную пригодность. Р.о. — одно из основных требований, которое предъявляется к человеку, чья деятельность связана с практикой публичных выступлений — к ритору. А.А. Волков пишет: «Ритор не должен: создавать заведомо ложные высказывания и вводить аудиторию в заблуждение относительно содержания и целей речи; <...> относительно своих личных интересов, связанных с предметом речи и предложениями и т.п.; ритор принимает на себя личную ответственность за последствия решений, которые предлагает; ритор несёт ответственность за свою речевую компетентность — ясность, определённость, последовательность, доказательность аргументации. Ритор обязан уважать нравственные принципы, убеждения и верования аудитории, к которой он обращается» [Волков 2001: 74—76]. В настоящее время в некоторые курсы, напр., риторики, включаются материалы, помогающие формировать Р.о. Осознать связь между словом и делом, необходимость выполнять свои обязанности по отношению к людям помогает в т.ч. изучение в курсах культуры речи и риторики таких речевых жанров, как «утешение», «совет», «обещание» и т.д.
Лит.: Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // НЗЛ. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Гришина И.А. Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза: КД. Казань, 2001; Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999; Ладыженская Н.В. Будь своему слову господин: О речевой ответственности. URL: www.distedu.ru/mirror/_rus/rus. lseptember.ru/2004/03/5 .htm; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М., 2003.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.