РЕЧЕВАЯ НОРМА

Найдено 1 определение
РЕЧЕВАЯ НОРМА
или НОРМА РЕЧИ, — понятие, определяемое по-разному в зависимости от аспекта его рассмотрения — с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения её продукта, однако и в том, и в другом случае имеется в виду язык в его функционировании.
1. То же, что коммуникативно-прагматическая норма (норма речевого общения/поведения), которую называют также речеповеденческой, лингвопрагматической, лингвоэтологической, конверсационной и определяют как принципы/постулаты/максимы и правила речевого поведения (см. Коммуникативная норма, Коммуникативные постулаты).
В качестве одного из компонентов коммуникативной нормы называют этикетные нормы (правила речевого этикета) и — шире — этические.Однако, поскольку прагматические постулаты речевого общения в значительной части имеют этический характер, существует противоположная точка зрения: не этические нормы входят в коммуникативные и подчиняются им, а «коммуникативные нормы "подчиняются" этическим: если эти нормы вступают в противоречие, то приоритет должен принадлежать этическим нормам...» [Ипполитова и др. 2004: 165]. В итоге признается взаимосвязь этических и коммуникативных норм и тот факт, что разделить их можно лишь условно.
2. То же, что текстовая норма (норма текста) — правила построения письменного или устного текста, обеспечивающие его связность, цельность, адекватность авторской интенции, а также среднестатистические языковые характеристики текстов определённой стилевой и жанровой принадлежности. Это определение характеризует общие закономерности построения текста. Такая общая текстовая норма не совпадает с индивидуально-авторской нормой — нормой индивидуального стиля, по которой возможна идентификация текстов того или иного автора, особенно если речь идёт о художественном тексте.
Разновидностями текстовой нормы являются Стилистическая норма (см.) и Жанровая норма (см.). В рамках текстовой нормы могут быть также рассмотрены нормы композиционно-речевые (мотивированная последовательность частей, их логичность и пропорциональность, оправданный выбор композиционно-речевых приёмов); нормы, связанные с техническим оформлением текста (правила оформления сносок, библиографии, правила цитирования, деление текста на абзацы и т.д.); нормы нерегулярной встречаемости однородных в каком-л. отношении языковых единиц (система статистических показателей, характеризующих «принцип нерегулярности текстовой структуры»: отсутствие закономерностей в чередовании языковых единиц, их повторяемости, совместной встречаемости единиц одного парадигматического класса).
Нормы речевого общения и нормы текста имеют общую основу в виде Коммуникативных постулатов (см.) и Коммуникативных качеств речи (см).
3. Родовое понятие для обозначенных выше норм, т.е. совокупность постулатов, правил ведения разговора (коммуникативно-прагматическая норма) и правил построения текста того или иного типа (текстовая норма). При таком понимании речевой нормы в её составе можно выделить, помимо обозначенных выше, нормы: ситуационно-речевую (соответствие речи социальной роли, коммуникативному намерению, условию и обстановке, в которой происходит общение), информационно-речевую (смысловая полнота и завершённость, отсутствие превышения оптимального количества информации, используемой для передачи сообщения), логико-речевую (формально-логическую как соблюдение законов формальной логики; предметно-логическую как соответствие содержания речи общепринятой картине мира), этико-речевую (система нравственных предписаний к речи говорящего) и эстетико-речевую (эстетическая выдержанность речи как её максимальная приближённость к идеалу прекрасного).
Существуют работы, в которых нормы языка (собственно языковые нормы) и нормы речи не разграничиваются или нормы речи приравниваются к узусу.
Лит.: Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы // ФН. 1988. № 6; Анисимова Е.Е. Об императивности и изменчивости текстовых норм // Функционирование системы языка в речи / под ред. Н.К. Гарбовского. М., 1989; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск, 2008; Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993; Зиновьева А. Стилистическое значение, коммуникативно-прагматическая норма и контекст // Семантика языковых единиц и её нейтрализация в тексте. Курск, 1988; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учебник. М., 2004; Колтунова М.В. Нормы конвенционального речевого поведения и практика их соблюдения в официальной деловой речи // Вопросы культуры речи / отв. ред. А.Д. Шмелёв. М., 2007. Вып. 9; Копнина Г.А. Риторические приёмы современного русского литературного языка: опыт системного описания: монография. М., 2009; Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Медникова Э.М. Сочетаемость слов и соотношение «норма языка — норма речи» (на материале русского и английского языков) // Сб. науч. тр. МГПИИЯ. Вып. 145. Проблемы сочетаемости слов. М., 1979; Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994; Нормы человеческого общения: тезисы докладов межвуз. науч. конф. Горький, 1990; Самгар В.И. Сферы регуляции и нормы речевого поведения // ФН. 2003. № 3; Скороходова Е.Ю. Динамика речевых норм в современных текстах массовой информации: КД. М., 2008; Хорошая речь /под ред. М.А. Кормилицыной и О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
142.83 кб

Индивидуальный речевой стиль и стилистическая норма в медиатексте

Лисицкая Лариса Григорьевна
Статья посвящена актуальной проблеме современной журналистики: определению стилистической принадлежности современных текстов масс-медиа и их редактированию.
Читать PDF
271.64 кб

Цветовосприятие и цветоразличение у детей с нормальным речевым развитием и с ТНР

Ипполитова О. В., Поташева Н. Г.
Читать PDF
344.94 кб

Коммуникативно-речевое развитие ребенка в младенческом возрасте: норма и отклонения

Горлова Наталья Алексеевна
Раскрываются особенности и закономерности коммуникативно-речевого развития ребенка в период младенчества с позиции психолингвистики детского развития; обосновывается необходимость рассмотрения младенчества как периода перцептивно-
Читать PDF
319.17 кб

"Шумим, братцы, шумим...": о министерском приказе, нормативных словарях и речевой практике

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Первые дни нового учебного года были отмечены всплеском нечастого в нашей общественной жизни интереса к проблемам русского языка. Общество напоминало растревоженный улей. Газеты пестрели заголовками: «Зачем усреднили кофе?
Читать PDF
314.03 кб

Особенности перевода псевдотекста младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием

Панкратова Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются особенности идентификации псевдотекста при чтении. Анализируются ответы детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. Первая часть исследования проводилась на основе анализа малой смысловой программы.
Читать PDF
114.63 кб

Возрастные нормативы и особенности развития когнитивных, сенсомоторных и речевых процессов у детей д

Лаврик С. Ю., Стародубцев А. В., Шпрах В. В.
В статье представлены результаты компьютерного нейропсихофизиологического тестирования здоровых детей 5-7-летнего возраста.
Читать PDF
269.91 кб

Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном

Дудьев В. П.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА В НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ОНТОГЕНЕЗЕ Дудьев В.П.
Читать PDF
170.52 кб

Грамматические стратегии дошкольников с нормальным и отклоняющимся речевым развитием, применяемые пр

Сизова О. Б.
В статье на основе данных эксперимента доказывается, что при склонении существительных младшие нормально развивающиеся дошкольники и старшие дошкольники с отклоняющимся речевым развитием предпочитают генерализованно применять базо
Читать PDF
249.41 кб

Актуализация ассоциативных связей многозначных слов учащимися с нормальным и нарушенным речевым разв

Якушева Вероника Владимировна
Анализируется проблема функционирования многозначного слова в индивидуальном лексиконе учащихся с общим недоразвитием речи.
Читать PDF
477.01 кб

Особенности кратковременной памяти обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевы

Прищепова Ирина Владимировна
Представленный в статье количественный и качественный анализ экспериментальных данных о состоянии мнестических операций разных модальностей учеников 2-4-х классов с дизорфографией и их сверстников без нарушений речевого развития п
Читать PDF
484.51 кб

Об умении обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым статусом находить в сло

Прищепова Ирина Владимировна
В статье представлены данные экспериментального исследования состояния акцентологического слуха и представлений о сегментных единицах речи у школьников с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым развитием.