РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ

Найдено 1 определение
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ
такое речевое поведение, которое нацелено на причинение вреда (психологического, эмоционального) человеку, группе людей или обществу в целом. Проблема агрессии давно и активно исследуется в социологии, политологии и особенно в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравнительно недавно.
Ю.В. Щербинина определяет Р.а. как «однозначно негативное (хотя и в различной степени), имеющее отрицательные последствия коммуникативное воздействие и взаимодействие, а агрессивная речь оценивается в таких пейоративных определениях, как грубая, бранная, ругательная, обидная, оскорбительная, неприязненная, невежливая, унижающая, подавляющая и т.п.» [Щербинина 2008: 15—16].
В основе Р.а. лежит установка на негативное воздействие на адресата. Р.а. может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов [Родионова, Глебов].
В межличностной коммуникации «право на речь» каждого из коммуникантов определяется характером дискурса и конкретной речевой ситуацией. Если приоритетное «право на речь» одного из коммуникантов не предусмотрено условиями речевой ситуации и не признаётся другими участниками коммуникации, то речь идёт о вторжении в речевое пространство адресата, т.е. о Р.а. Нарушение речевого паритета может проявляться и как намеренный захват вербальной инициативы, и как пренебрежительное отношение к содержательной стороне высказываний речевого партнёра [Воронцова 2006].
Партнёр по коммуникации не имеет «права на речь», если он профессионально некомпетентен, не обладает достаточной коммуникативной компетентностью, сообщает неистинную информацию, не обладает должным авторитетом.
В научной литературе обычно говорят о следующих видах Р.а.: 1) активная прямая (оскорбления, унижения, угрозы, призывы к насилию), 2) активная непрямая (распространение клеветы и сплетен), 3) пассивная прямая (отказ от общения), 4) пассивная непрямая (отказ дать объяснение, демонстративное молчание) (см., напр., [Завьялова 2003: 562]).
Между тем, приведённая классификация видов Р.а. не является исчерпывающей. Ю.В. Щербинина предлагает несколько принципов классификации. Во-первых, можно классифицировать виды Р.а. по интенсивности. Так, брань или грубое требование явно более выраженные способы агрессии нежели невежливый отказ или скрытый упрёк. По степени рефлексированности говорящим целенаправленности речевого воздействия можно выделить Р.а. осознанную/неосознанную, целенаправленную/нецеленаправленную, инициативную/реактивную [Щербинина 2008: 134]. По степени выраженности можно говорить о явной или скрытой агрессии, по отношению к объекту агрессии — о переходной или непереходной («переходная агрессия направлена на реального и конкретно представленного в данной речевой ситуации адресата, тогда как непереходная агрессия имеет место в случаях, когда говорящий абстрактно ругает "жизнь вообще", выражая в целом негативную позицию по отношению к обществу, окружающим людям» [Щербинина 2008: 144]). По числу участников Р.а. может быть массовой или социально замкнутой (групповой, межличностной).
К формам Р.а. обычно относят оскорбление, враждебное замечание, угрозу, грубое требование, грубый отказ, порицание (упрёк, обвинение), насмешку, донос, клевету, ссору, жалобу и нек. др.
Лит.: Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Воронцова Т.А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. Ижевск, 2006; Глебов В.В., Родионова О.М. Особенности речевой агрессии. URL: www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/articles/agr.html; Диагностика толерантности в средствах массовой информации / под ред. В.К. Мальковой. М., 2002; КРРЭСС. М., 2003; Кокорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 1996; Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М., 2011; Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург, 1997; Солдатова Г., Шайгерова Л. Комплекс превосходства и формы интолерантности // Век толерантности, 2001. №2; Щербаков А.В. Роль СМИ в формировании норм языка // Региональная пресса: классика и современность: сб. науч. ст. / ред. О.А. Карлова. Красноярск, 2006; Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2008.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
81.30 кб

Речевая реакция на агрессивное поведение собеседника

Белецкая О.
Читать PDF
636.30 кб

Речевая агрессия: способы выражения в региональной прессе

Гуськова Светлана Владимировна
В работе анализируются особенности реализации агрессивного компонента в современных региональных изданиях различных типов, что позволяет сделать выводы о степени распространенности текстов подобного содержания в прессе.
Читать PDF
230.61 кб

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПЕДАГОГОВ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сысоева Е.Ю.
Рост вербальной агрессии в педагогической среде является одной из самых острых проблем в практике педагогического общения.
Читать PDF
384.18 кб

Проблемы речевой коммуникации и речевой агрессии в аспекте компетентностного подхода при преподавани

Мясищев Георгий Игоревич, Побегайлов Олег Анатольевич
Рассматриваются проблемы речевой межличностной коммуникации и, как частный случай, проблемы речевой агрессии в коммуникации в условиях модернизации образовательного процесса в высшей школе.
Читать PDF
408.79 кб

Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «Учитель

Чеккуева З.Н.
В статье излагается авторский подход к исследованию речевой агрессии педагога как деструктивного фактора межличностного взаимодействия в системе «учитель ученик».