РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

Найдено 1 определение
РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
(от лат. геаliа – действительный, вещественный) – тип средних учебных заведений России, Германии и других стран Европы XVIII – начала XX вв. В отличие от классических гимназий в их основу положено овладение практически полезными знаниями. Приоритет имели предметы естественно-математического цикла: физика, математика, химия, биология, география и др. Потребность в реальном образовании зародилась с развитием науки, промышленности и торговли. Необходимость реальных знаний в системе образования отстаивали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Лавуазье и др. В России сторонниками реального образования были А.И. Герцен, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Д.И. Менделеев. Выступая против преподавания древних языков, они подчеркивали необходимость умственного развития учащихся в процессе изучения предметов, обогащающих полезными теоретическими и практическими знаниями, рассматривали естественно-математический цикл как важнейшее средство формирования научного мировоззрения, развития ума и подготовки к жизни.
Наряду с этим они подчеркивали общеобразовательную направленность реального образования, отстаивали сочетание естественнонаучных и гуманитарных знаний, отвергали попытки узкопрактического подхода к задачам Р.у.
В начале XVIII в. появились первые реальные учебные заведения в России и Германии, а несколько позднее и в других странах. Однако в большинстве стран эти учебные заведения не были приравнены в правах к классическим гимназиям вплоть до начала XX в. В России первым реальным учебным заведением стала Школа математических и навигацких наук, учрежденная в Москве в 1701 г. В Германии, в Галле, К. Землером в 1708 г. была открыта частная «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». В системе образования России Р.у. были учреждены школьной реформой 1864 г. Однако они имели много противников, отстаивавших классицизм. Контрреформы 1871 г. ставили целью ликвидировать преподавание естественных наук, ограничить изучение истории, литературы как предметов, несущих дух нигилизма и материализма. По уставу Р.у. 1872 г. был установлен 6-летний срок обучения. Разрешалось создавать основное и коммерческое отделения, при основном открывать дополнительные классы с отделениями – общим, механико-техническим и химико-техническим. В 1882 г. имелось 79 реальных училищ, 50 из них включали также классы, открывавшие путь в технические вузы. В конце 80-х гг. обострились противоречия между классической системой образования и потребностями в социально-экономически мыслящих людях. В 1888 г. ранее действовавшие Р.у. были преобразованы и стали общеобразовательными средними школами с преобладанием в планах предметов реального цикла, технические отделения были закрыты. К началу века число Р.у. выросло до 104. Недооценка реальногообразования в России преодолевалась с трудом. После революции 1917 г. Р.у., как и классические учебные заведения, были преобразованы в единую трудовую школу.
Лит.: Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.
– М., 1954; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
300.48 кб

От реального училища до академии

Абрамов Н. В., Сединкина В. А.
Читать PDF
555.57 кб

Иваново-Вознесенское реальное училище

Грачева Дарья
Читать PDF
1.46 мб

Порховское реальное училище 1912–1918 гг

Гранат Н. Е., Васильев М. В.
Читать PDF
130.62 кб

Темир-Хан-Шуринское реальное училище в образовательном пространстве Дагестана пореформенного периода

Атаева Джамиля Зиявдиновна
В статье освещается история создания реального училища в столице Дагестанской области Темир-Хан-Шуре и особенности организации образования и воспитания в нем, на основе архивных документов и других материалов.
Читать PDF
75.57 кб

Организационно-методические особенности процесса математического образования в реальных училищах Рос

Павлидис В. Д.
Исследованиями установлено, что все новые методы обучения математике в начале XX в. способствовали активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, являющейся главным принципом в реализации идеи развивающего обучения.
Читать PDF
122.74 кб

Реальные училища в контексте системы общего образования Восточной Сибири в пореформенный период сере

Мамкина Инна Николаевна
Рассматриваются реальные училища как тип учебного заведения в России в пореформенный период. На основе нормативных документов определяется правовой статус учебного заведения в системе общего образования.
Читать PDF
343.93 кб

Влияние вида среднего образования на профессиональное становление выпускников реальных училищ Россий

Стрельцов Алексей Александрович
В статье анализируется влияние реального образования, получаемого в средних учебных заведениях Российской империи с середины XIX по начало XX в., на выбор их выпускниками профессиональной деятельности.