-ot-realnogo-uchilischa-do-akademii-ot-realnogo-uchilischa-do-akademii-ivanovo-voznesenskoe-realnoe-uchilische-ivanovo-voznesenskoe-realnoe-uchilische-porhovskoe-realnoe-uchilische-1912-1918-gg-porhovskoe-realnoe-uchilische-1912-1918-gg-temir-han-shurinskoe-realnoe-uchilische-v-obrazovatelnom-prostranstve-dagestana-poreformennogo-perio-temir-han-shurinskoe-realnoe-uchilische-v-obrazovatelnom-prostranstve-dagestana-poreformennogo-perio-organizatsionno-metodicheskie-osobennosti-protsessa-matematicheskogo-obrazovaniya-v-realnyh-uchilisc-organizatsionno-metodicheskie-osobennosti-protsessa-matematicheskogo-obrazovaniya-v-realnyh-uchilisc-realnye-uchilischa-v-kontekste-sistemy-obschego-obrazovaniya-vostochnoy-sibiri-v-poreformennyy-perio-realnye-uchilischa-v-kontekste-sistemy-obschego-obrazovaniya-vostochnoy-sibiri-v-poreformennyy-perio-vliyanie-vida-srednego-obrazovaniya-na-professionalnoe-stanovlenie-vypusknikov-realnyh-uchilisch-ros-vliyanie-vida-srednego-obrazovaniya-na-professionalnoe-stanovlenie-vypusknikov-realnyh-uchilisch-ros РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА это

РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

Найдено 1 определение
РЕАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
(от лат. геаliа – действительный, вещественный) – тип средних учебных заведений России, Германии и других стран Европы XVIII – начала XX вв. В отличие от классических гимназий в их основу положено овладение практически полезными знаниями. Приоритет имели предметы естественно-математического цикла: физика, математика, химия, биология, география и др. Потребность в реальном образовании зародилась с развитием науки, промышленности и торговли. Необходимость реальных знаний в системе образования отстаивали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Лавуазье и др. В России сторонниками реального образования были А.И. Герцен, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Д.И. Менделеев. Выступая против преподавания древних языков, они подчеркивали необходимость умственного развития учащихся в процессе изучения предметов, обогащающих полезными теоретическими и практическими знаниями, рассматривали естественно-математический цикл как важнейшее средство формирования научного мировоззрения, развития ума и подготовки к жизни.
Наряду с этим они подчеркивали общеобразовательную направленность реального образования, отстаивали сочетание естественнонаучных и гуманитарных знаний, отвергали попытки узкопрактического подхода к задачам Р.у.
В начале XVIII в. появились первые реальные учебные заведения в России и Германии, а несколько позднее и в других странах. Однако в большинстве стран эти учебные заведения не были приравнены в правах к классическим гимназиям вплоть до начала XX в. В России первым реальным учебным заведением стала Школа математических и навигацких наук, учрежденная в Москве в 1701 г. В Германии, в Галле, К. Землером в 1708 г. была открыта частная «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». В системе образования России Р.у. были учреждены школьной реформой 1864 г. Однако они имели много противников, отстаивавших классицизм. Контрреформы 1871 г. ставили целью ликвидировать преподавание естественных наук, ограничить изучение истории, литературы как предметов, несущих дух нигилизма и материализма. По уставу Р.у. 1872 г. был установлен 6-летний срок обучения. Разрешалось создавать основное и коммерческое отделения, при основном открывать дополнительные классы с отделениями – общим, механико-техническим и химико-техническим. В 1882 г. имелось 79 реальных училищ, 50 из них включали также классы, открывавшие путь в технические вузы. В конце 80-х гг. обострились противоречия между классической системой образования и потребностями в социально-экономически мыслящих людях. В 1888 г. ранее действовавшие Р.у. были преобразованы и стали общеобразовательными средними школами с преобладанием в планах предметов реального цикла, технические отделения были закрыты. К началу века число Р.у. выросло до 104. Недооценка реальногообразования в России преодолевалась с трудом. После революции 1917 г. Р.у., как и классические учебные заведения, были преобразованы в единую трудовую школу.
Лит.: Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.
– М., 1954; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.